Проклятие имени Палопа
Десять лет назад "Шахтер" потерпел самое драматичное поражение в еврокубковой истории украинского футбола.
Обозреватель "СЭ" вспоминает о событиях противостояния горняков с "Севильей" с помощью непосредственных участников и свидетелей поединков, состоявшихся 8 и 15 марта 2007 года.
СМЕНА НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ
Оранжево-черные пролезли в плей-офф Кубок УЕФА через "черный ход", заняв ожидаемое третье место в своей группе Лиги чемпионов (в соперниках были "Рома", "Валенсия" и "Олимпиакос"). Как вспоминал позже в своей книге "Моя шахтерская история" Мирча Луческу: "По делу мы уступили только на "Месталье", в остальных пяти матчах по игре были не хуже соперников. Но, в целом, куда важнее результата было то, что мы заложили свой неповторимый стиль футбола, с которым и состоялся предсказуемый переход в Кубок УЕФА".
Первым зимним соперником "Шахтера" был "Нанси". Команда уступала горнякам в классе, но бодалась так отчаянно, что у игроков обеих команд иногда не только образно трещали лбы. На "Олимпийском" в Донецке хозяевам даже пришлось отыгрываться - 1:1, а во Франции все решил мяч, забитый Фернандинью в середине второго тайма.
Дальше - была шедшая в лидерах примеры "Севилья", на которую донетчане пошли без своего многолетнего капитана. 1 марта у Анатолия Тимощука состоялся день прощаний: с журналистами, фанатами, но главное - со своей теперь уже бывшей командой. Новоиспеченный игрок "Зенита" приехал на базу "Кирша", когда тренировка почти завершилась. Собственно, ее основная часть была свернута, а на поле остались футболисты, желающие отработать удары по воротам, стандарты. Тимощук вышел на кромку в стильном коротком пальто, с образцово-показательной прической, и сразу же задал прощанию легкий, шутливый тон: "Вы только посмотрите! Раньше никогда не отрабатывали... А стоило мне уйти, и такая толпа осталась поколотить по воротам".
Впрочем, запущенный Тимощуком бумеранг тут же полетел обратно. Некоторые партнеры нарочито сурово говорили: "Все, слава Богу, ты ушел - теперь у многих наконец-то появится шанс". И тут же подходили обнять убывающего на север товарища. Кажется, шуточный тон и возник для того, чтобы скрыть печаль. Мужчины не плакали, но как-то хором огорчились. К символу целой эпохи в истории клуба подошел и Мирча Луческу. Напутствовал: "Толя, мы всегда ждем тебя на базе. Как только будешь в Донецке, сразу же приезжай к нам. Это твой дом. Вне зависимости от того, за какой клуб ты выступаешь".
Ну а капитанская повязка досталась Матузалему, что стало следствием тренерского решения. 3 марта "Шахтер" разгромил тогда еще не блиставшую так ярко "Зарю" (3:0), и бразилец стал одним из вдохновителем этой победы.
- Для Мату это очень сильный стимул, вы же видели, с какой отдачей он играл! - Нахваливал партнера после матча Дмитрий Чигринский. - Думаю, что капитанская повязка его сегодня окрыляла, в любом случае, Франселино был в ударе.
В ГОСТЯХ У ЛИДЕРА ПРИМЕРЫ
В тот же самый день в испанском чемпионате схлестнулись лидеры - "Севилья" и "Барселона". Матч прошел с обилием голевых моментов и драматических событий. Командой хозяев снова руководил Хуанде Рамос, отправившийся от травмы, которая была получена в кубковом матче против "Бетиса". Во время севильского дерби в наставника нервионцев метнул бутылку какой-то неистовый болельщик.
Несмотря на ранний гол Роналдинью, "Севилья" победила 2:1 за счет мячей Кержакова и будущего каталонца Дани Алвеса, после чего возглавила турнирную таблицу примеры. Впрочем, как сказал после матча многолетний игрой "Сельты" Александр Мостовой: "При всем уважении к команде Хуанде Рамоса, все-таки это "Барселона" проиграла, а не "Севилья" выиграла". Россиянин имел в виду незабитый Роналдиньо пенальти, который отразил вратарь севильцев Палоп.
"Шахтеру", - продолжал Мостовой, - вполне по силам навязать сопернику свою игру. Да, видно, что "Севилья" сейчас на ходу, что у нее многое получается, и ей сопутствует спортивное счастье. Но любой фарт когда-нибудь кончается. Так почему бы "Шахтеру" не стать той командой, на которой лимит везения "Севильи" будет исчерпан?"
Главными козырями испанского клуба Мостовой назвал двух конкретных футболистов: "Нападающий Кануте делает половину работы. От него многое зависит, поэтому против него нужно поставить игрока, способного его удержать. Ну и Даниэл Алвес сейчас находится в потрясающей форме - отрабатывает и в защите, и в нападении. Перекрыть этих двоих плюс навязать свою игру - тогда успех "Шахтеру" обеспечен".
Горняки приземлились в Севилье вечером 6 марта. Что характерно, с борта самолета вся донецкая делегация беспрепятственно прошла в город. Испанцы оказали украинцам полное доверие, пустив на свою территорию без традиционной проверки документов. Погода шептала - термометр показывал плюс 20.
На предматчевой пресс-конференции Мирча Луческу признал хозяев фаворитами и посетовал на некоторые кадровые сложности: "Я предпочел бы иметь более острую конкуренцию, но, к сожалению, более сильные футболисты - Марика, Кучер и Левандовски - пропускают эту встречу. Рац сейчас занимается в общей группе, после долго перерыва. Есть игроки, тот же Полянский и Дуляй, которые могли бы его заменить, будем думать...".
ТРИ ПЕНАЛЬТИ ОТ КАШШАИ
КУБОК УЕФА-2006/07. 1/8 ФИНАЛА. ПЕРВЫЙ МАТЧ
СЕВИЛЬЯ - ШАХТЕР - 2:2 (1:1)
Голы: Луис Марти, 8 -с пенальти (1:0). Гюбшман, 19 (1:1). Матузалем, 60 - с пенальти (1:2). Мареска, 88 -с пенальти (2:2).
"Севилья": Палоп, Наварро (к), Алвес, Дуда, Поульсен, Кержаков, Эскюде, Навас (Мареска, 67), Пуэрта, Луис Марти (Фабиано, 57), Альфаро (Коррейя, 46)
"Шахтер" (Донецк): Шуст, Гюбшман, Дуляй, Фернандинью (Полянский, 89), Матузалем (к), Шевчук, Белик (Гай, 75), Брандау, Чигринский, Срна, Элану (Жадсон, 68).
Наказания: Навас, 17. Дуляй, 21. Луис Марти, 36. Брандау, 40. Матузалем, 51. Срна, 51. Фабиано, 69 (предупреждения).
Судья: Кашшаи (Венгрия).
8 марта 2007 года. Севилья. Стадион "Рамон Санчес-Писхуан". 30 000 зрителей.12 градусов.
Хозяева быстро открыли счет после того, как впоследствии печально известный арбитр Виктор Кашшаи назначил пенальти за снос Александра Кержакова.
- Очень обидно было получить гол в самом начале матча, - вспоминал Богдан Шуст. - Но что интересно, когда я становился в "рамку" во время пробития пенальти, была уверенность, что возьму этот мяч. Увы, не хватило какой-то секунды, каких-то сантиметров. В общем, предчувствие на этот раз обмануло.
Нельзя сказать, чтобы в этой встрече было обилие голевых моментов: в первой половине игры гостей однажды выручила перекладина, но ответный мяч Гюбшмана не выглядел алогично: чех подкараулил отскок в чужой штрафной и, положив корпус, вогнал мяч в ближний угол с угла вратарской. Так счет сравнялся.
А уже после перерыва подспудно сработала домашняя заготовка Луческу, который поручил опеку опаснейшего латераля севильцев Дани Алвеса номинальному... форварду Алексею Белику. Задерганный своим визави бразилец срубил украинца в своей штрафной, и Матузалем развел мяч и Палопа по двум разным плоскостям оси координат.
Гости вполне могли победить, но Кашшаи не удержался от соблазна уравнять шансы, купившись на картинное падение Марески в самом эндшпиле встречи. Сам пострадавший пробил не слишком удачно, но Шуст уже улетел в угол, а мяч проскочил между газоном и запараллеленными в пространстве ногами.
- Пенальти выглядел спорно, но самым неприятным событием матча стала моя глупая желтая карточка, - комментировал события матча Дарио Срна. - Мату потерял мяч в центре поля, я пошел в не самый обязательный подкат, срубил кого-то из испанцев и увидел перед глазами желтый свет. Этот "горчичник" помешал мне сыграть в ответной встрече и после игры я услышал справедливые упреки в свой адрес от Мистера. Луческу был обижен на нас с Брандау за то, что мы не смогли сдержаться, хотя и знали, что "висим" на карточке. Двумя годами спустя этот горький опыт поможет мне контролировать свои эмоции: в победном для нас Кубке УЕФА я почти с десяток матчей проведу без права на лишний "горчичник" и сохраню себя на решающие матчи. Но тогда этого опыта у меня еще не было. К тому же, в тот период я еще не до конца освоился на позиции правого защитника и периодически допускал ошибки, которых можно было избежать.
Сам Мистер назвал "Севилью" лучшей командой Европы, но не преминул пройтись по арбитражу: "Это цена, которую платит команда из Восточной Европы, коей мы являемся, чтобы пройти как можно дальше в еврокубках. В каждой встрече мы получаем 4-5 желтых карточек, иногда и красную. Мы обязаны через это проходить. Есть одна манера судейства: по отношению к командам, у которых есть определенные традиции и имя, и другая - по отношению к остальным коллективам. Вспомним карточки в Нанси Левандовски и Марике - не думаю, что они их заслужили. В первой встрече 1/8-й, если вы помните, Матузалем сыграл чисто в мяч, но арбитр сразу дал ему "горчичник". В той же игре Срна должен был отдать мяч, а не держать его в руках. Такие моменты - часть футбола, и их, увы, не избежать".
Его визави, Хуанде Рамос, был озабочен: "Мы не смогли забить с игры... Теперь чтобы продолжить борьбу в Кубке УЕФА нужно будет предложить сопернику что-то более сильное".
Поделился своим мнением с журналистами и заглянувший в раздевалку своей команды Ринат Ахметов: "Не хочу сказать, что мы сегодня добились оптимального результата. Это не победа, мы сыграли вничью. Я больше расстроен, нежели обрадован. Победа была в наших руках, но, увы, не хватило нескольких минут, чтобы выиграть".
ТРЕВОЖНОЕ ПРОРОЧЕСТВО ПРОКОПЕНКО
До ответной встречи оставалась неделя. "Севилья" угодила в локальную яму, уступив на выезде "Химнастику" из Таррагоны - 0:1 и прервав 7-матчевую беспроигрышную серию в примере.
- После этого поражения у испанского клуба не остается иного выхода, кроме как максимально сконцентрироваться на Кубке УЕФА, - анализировал ситуацию Мирча Луческу. - Испанцы прекрасно понимают, насколько сложно выиграть чемпионат, где до финиша остается еще 12 игр. Поединок с "Шахтером" они воспринимают как финал Кубка УЕФА".
Недостатка в прогнозах не было. Один из лидеров красно-белых Мареска оценил шансы как 40 на 60 не в пользу "Севильи". Привычно мудрыми оказались слова экс-тренера и бывшего спортивного директора горняков Виктора Прокопенко: "Я не хочу быть мрачным провидцем, но в Донецке нам будет еще тяжелее, чем в Севилье, вот увидите".
Наставник нервионцев Хуанде Рамос оставил дома восстанавливающегося Ренато, травмированного Хесуса Наваса (растяжение связок левого голеностопа), Фернандо Салеса и Давида Кастедо. Буквально в последний момент стало известно, что в матче не примет участия Александр Кержаков. Россиянин получил ушиб левой пяточной кости на заключительной тренировке в Севилье.
Зато гости привезли в столицу Донбасса Кубок УЕФА! Казалось бы, беспрецедентный случай, ведь до этого на выезды "Севилья" отправлялась, если можно так сказать, налегке. Но предположения о том, что посланцы Андалусии взяли с собой трофей на фарт, и, вспоминая былые победы, пытаются расположить к себе Фортуну, после первого же вопроса на эту тему разбились о куда более произаическую действительность. Все дело в том, что сразу же после завершения игры "Севилья" обязана была вернуть трофей УЕФА, и руководство испанской команды решило не тратить время на возвращение на родину, доставив Кубок в Глазго сразу же после игры в Донецке.
О серьезности намерений гостей свидетельствовал тот факт, что вопреки регламенту Рамос не взял на предматчевую пресс-конференцию кого-то из своих игроков: "Сейчас не время раздавать интервью, нужно сосредоточиться на игре".
БЕНЕФИС ШУСТА И МАТУ В РОЛИ СКОРПИОНА
КУБОК УЕФА-2006/07. 1/8 ФИНАЛА. ОТВЕТНЫЙ МАТЧ
ШАХТЕР - СЕВИЛЬЯ - 2:3 д. в. (0:0, 2:2, 0:1, 0:0)
Голы: Матузалем, 49 (1:0). Мареска, 53 (1:1). Элану, 83 (2:1). Палоп, 90+4 (2:2). Чевантон, 105 (2:3).
"Шахтер" (Донецк): Шуст, Гай, Чигринский, Кучер, Матузалем (к) (Дуляй, 86), Фернандинью, Марика, Шевчук (Рац, 44), Жадсон, Белик (Элану, 64), Левандовски.
"Севилья": Палоп, Хави Наварро (к) (Дуда, 81), Даниэл Алвес, Адриано (Чевантон, 57), Поульсен, Луис Фабиану, Кануте, Эскюде, Драгутинович, Хинкель (Пуэрта, 57), Мареска.
Наказания: Белик, 20. Хави Наварро, 36. Луис Фабиано, 42. Левандовски, 89. Драгутинович, 90+1. Поульсен, 98. Эскюде, 115 (предупреждения).
Судья: Папареста (Италия).
15 марта 2007 года. Донецк. РСК "Олимпийский". 26 000 зрителей. 6 градусов.
"Это был самый трагический матч в моей тренерской карьере. Уже пережил, казалось бы, все, что только можно в футболе. Однако гола, забитого моей команде с игры вратарем соперников за 18 секунд до истечения добавленного времени - такого кошмара еще не случалось".
Такое признание сделал много лет спустя в своей автобиографии Мирча Луческу. Впрочем, не будем опережать события. Расскажем об всем по порядку.
Положение гранда и результат первого матча обязывали испанцев с самых первых минут идти вперед. Гости старались прессинговать и лишить горняков фирменного контроля над мячом. Времени на то, чтобы приспособиться к манере игры испанцев у молодого Богдана Шуста попросту не было. Несмотря на не самую тропическую погоду, вратарь работал в поте лица с первой до последней секунды встречи. "Сауна" была включена на полную уже на 3-й минуте, когда Кануте вошел в штрафную хозяев, лихо пробил, и Шуст совершил первый из десятка своих сэйвов.
Минут через 10-12 подопечные Луческу в какой-то мере выровняли игру, но только гости не унимались: снова на голевой позиции оказался Кануте. К счастью, на пути мяча стал вынесший мяч с ленточки Александр Кучер. Дальше - больше: хозяева произвели раннюю замену: Вячеслав Шевчук мужественно пытался играть с повреждением, но все же был заменен на только выздоровевшего Развана Раца.
"Севилья" напирала, стараясь найти брешь в обороне хозяев. Шуст продолжал геройствовать, заставляя стадион замирать, взрываться и так - в бесконечном цикле. Крепкие нервами болельщики рассуждали: ну, ничего, нулевая ничья на руку горнякам. Более опытные чувствовали: нулей на табло не останется.
К счастью, после перерыва на поле вышел как будто совсем другой "Шахтер" - уверенный в своих силах, в том, что против соперника можно и нужно играть. Вперед горняков повел лидер и капитан Франселину Матузалем, забивший вскоре один из двух незабываемых в этой встрече мячей.
Шла 49-й минута. Фернандинью, обхитрив оппонентов в центре поля, отдал пас открывшемуся слева Белику. Алексей навесил в штрафную, откуда Мату в акробатическом прыжке - пяткой из-за спины через голову (тем самым "Ударом скорпиона") - парашютиком забросил мяч практически в девятку ворот Палопа. 1:0, и стадион обезумел от радости.
СЧАСТЬЕ БЕЗ ВОСЕМНАДЦАТИ СЕКУНД
К сожалению, триумф продолжался недолго. Энцо Мареске помог затесаться в штрафной хозяев низкий рост. Мяч прилетел прямо туда, где находился миниатюрный итальянец, а его удар головой - в притирку с дальней штангой был бесподобен. Не заметивший удара Шуст даже не прыгнул: все было понятно заранее.
Тем не менее, такой поворот событий не остановил оранжево-черных: они уже поняли, что "высидеть" ничью не получится. Куда эффективнее искать счастье в атаке. Несколько отличных возможностей расписаться в испанских воротах было у Чиприана Марики, Жадсона и даже Александра Кучера, который на 78-й минуте обвел неудачно вышедшего из ворот Палопа, прострелил в направлении пустой сетки, но мяч угодил в кого-то из защитников.
И, тем не менее, вода камень точит. Элану, который включался в Донецке лишь тогда, когда это было критически необходимым, чуть ли не со своей половины поля рванул к чужим воротам, сыграл в длинную стенку с партнером и, воспользовавшись потерей позиции у Палопа, просто засадил мяч в дальний угол. Счет - 2:1, 83-я минута встречи. Чего можно было бояться?!
Да, в оставшиеся мгновения, время тянулось как резиновое, но чувства, что случится непоправимое, не появлялось. А зря... Кошмар произошел на последней 4-й компенсированной минуте.
"Никогда себе не прощу, что не сумел со скамейки докричаться до игроков, - писал в своей книге Луческу. - Мои голосовые связки не заменили опыта, которого не хватило в решающие мгновенья футболистам "Шахтера". И если бы только опыта...".
- Впоследствии каждый выдвигал свою версию случившегося, - вспоминает Дарио Срна. - Одни говорили о том, что Элану стоило сыграть попроще, а не исполнять рискованный перевод на Жадсона, после которого мы потеряли мяч. Другие - что Развану Рацу было вовсе необязательно выбивать мяч на угловой, вместо того, чтобы пласироваться перед своим визави. Что ж, задним умом каждый крепок, но факт остается фактом: прибежавший в нашу штрафную вратарь Палоп остался в полном одиночестве и бил по воротам безо всяких помех.
Сам Мистер после игры сетовал на то, что, для Палопа судьба эпизода оказалась важнее, чем для полевых игроков "Шахтера", безразлично наблюдавших из центра поля за тем, как вратарь "Севильи" замыкает головой передачу от углового флажка.
Как бы то ни было, угловой испанцев на 94-й минуте увенчался тем, что один вратарь забил другому. 2:2. И учитывая то, что в Севилье матч закончился с таким же счетом, зрителей ожидало дополнительное время.
"УПАЛ РУЛЕТ НА ГЛАЗА..."
"Формально, - вспоминает Луческу, - ничего еще не было потеряно: предстояли тридцать минут овертайма. Однако после возвращения команд на поле стало очевидно: наши футболисты явно и необратимо надломлены, что давало испанцам большой психологический перевес, который они воплотили в гол. К тому же "Шахтер" остался без Матузалема, пожалуй, единственного на тот момент игрока, обладавшего способностью зажечь партнеров. Я заменил его за пять минут до конца второго тайма, никак не предполагая такой кошмарной для нашей команды развязки. По-моему, предсказать ее не смог бы даже знаменитый осьминог Пауль".
Еще одним героем матча стал вышедший на поле во втором тайме уругвайский форвард Эрнесто Чевантон. Столкнувшись именно с ним в дополнительное время, получил повреждение Богдан Шуст. Замен у Мирчи Луческу не осталось, потому вратарь встал в ворота, и одному Богу известно, каких усилий ему стоило завершить эту игру. Ну а Чевантон (снова на последней минуте, на этот раз первого экстра-тайма!) забил третий гол, поставив крест на дальнейшем еврокубковом походе "Шахтера".
В течение всего этого матча в одном из помещений донецкого стадиона под охраной стоял Кубок УЕФА. После игры, когда испанцы радовались как дети и раздавали счастливые интервью, донецкую мечту погрузили в деревянную коробку и увезли в аэропорт...
- Все-таки была заметна разница в классе и опыте, - подвел черту на пресс-конференции Луческу. - Соперник знал, как поступать в том или ином эпизоде, трактовать ту или иную игровую ситуацию. Некоторые наши футболисты не проявили той ответственности, которую требуют такие игры. За эти 18 секунд до конца все должны были быть в штрафной, нельзя было оставить вратаря одного и позволить ему спокойно приняться мяч и забить. Все должны были быть не то что в штрафной, а во вратарской площадке. В моей карьере не хватало только этого, чтобы в игровой ситуации моей команде забил вратарь. Остальное все было. Теперь все, что могло случиться в футболе, у меня было.
Что касается самой игры, то первый тайм мы провели невыразительно. Бросалась в г