Эксперты расходятся в оценках реального влияния блокады НКТ на экономику Украины
Влияние блокады транспортного сообщения с неподконтрольными территориями (НКТ) на экономику Украины определенно будет негативным, однако степень влияния зависит от выполнения ряда сопутствующих факторов, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" эксперты.
"Экономика (после решения о временном прекращении перемещения грузов через линию соприкосновения в Донецкой и Луганской областях - ИФ), скорее всего, столкнется с риском рецессии. Во втором квартале 2017 года может произойти сокращение реального ВВП по сравнению с первым кварталом в сезонно-скорректированных терминах. Далее, если до третьего квартала 2017 года разблокировки не произойдет, то сокращение реального ВВП продолжится и в июле-сентябре. Если падение ВВП происходит два квартала подряд - это означает, что экономика войдет в рецессию", - полагает руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен.
По оценкам эксперта, если власти задействуют меры по стимулированию экономики, вполне вероятно, что динамика ВВП к концу текущего года замедлится до 0% с 2,2% по итогам прошлого года.
А. Вальчишен также отметил высокую вероятность роста давления на курс гривни.
"Властям, включая Национальный банк, предстоит выбрать - или удерживать стабильный курс за счет увеличения учетной ставки, или поддерживать экономику. Одновременно иметь и то, и другое не получится", - отметил он.
Противоположного мнения придерживается руководитель аналитического отдела инвесткомпании "Конкорд Капитал" Александр Паращий.
"Если исходить из официальной статистики и допущения "при прочих равных условиях", то получим как раз те цифры, о которых говорят официальные источники: эффект на платежный баланс минус $1,6-2 млрд, негативный эффект на ВВП вплоть до двух процентов, негативный эффект на курс доллара - несколько гривень. Но это теория, которая имеет очень мало общего с действительностью", - отметил эксперт.
По его оценкам, негативный эффект на металлургию совсем не обязателен, выпуск металлопродукции может уменьшиться на $1,3-1,4 млрд, если учитывать простой предприятий на НКТ.
"В прошлом году метзаводы оккупированных территорий произвели около 3,4 млн тонн стали. Остановка этих заводов означает лишь освобождение ниши для других производителей - заводы, расположенные на контролируемых территориях уменьшили производство стали на 4,7 млн тонн в 2016 году по сравнению с 2013 годом. Это значит, что у них есть большой потенциал для роста. Если наши металлурги нацелены на зарабатывание прибыли - они этой возможностью должны воспользоваться. Очевидно, переориентирование займет какое-то время, возможно они не будут зарабатывать $70 на тонну, как в прошлом году, а где-то $30-40 на тонну. Но они, тем не менее, могут заработать", - пояснил А. Паращий.
По его мнению, негативный эффект на гривну также не обязателен.
"Есть риск потери вплоть до двух миллиардов долларов по торговому балансу (в годовом измерении) - но это всего 4% от нашего годового экспорта. Принимая во внимание текущие высокие цены на сталь и руду, а также возможность переориентации украинских металлургов, можно говорить о гораздо меньшем фактическом эффекте от блокады на торговый баланс. Если и будет какой-то негативный эффект на курс гривни, то скорее всего он ограничится официальным, межбанковским, рынком. Такое давление может сказаться на курсе в пределах 50 копеек за доллар. На черный и наличный рынок негативного эффекта может и вовсе не быть. Сорок дней фактической блокады никак не повлияли на стабильность гривни", - сказал эксперт.
Начальник аналитического отдела инвесткомпании "Арт Капитал" Игорь Путилин отметил, что влияние блокады ОРДЛО на экономику Украины в настоящее время не поддается даже приблизительной оценке.
"По нашим расчетам, суммарная выручка только Алчевского и Енакиевского меткомбинатов, находящихся на НКТ и являющихся одними из основных источников экспортной выручки, в 2017 году может составить $1,2 млрд, исходя из сложившихся цен на сталь. То есть, при наихудшем сценарии, неполучение выручки даже этих двух предприятий является ощутимым ударом по экономике, поскольку превышает 1% от номинального ВВП в 2017 году. В то же время, мы не знаем насколько падение экспорта будет компенсировано снижением импорта. Итоговый дефицит платежного баланса и текущего счета определенно будет ниже", - считает он.
Помимо этого, добавил И. Путилин потеря контроля над предприятием "Краснодонуголь", может вызвать дефицит кокса, и, соответственно, снижение выпуска чугуна и стали на других предприятиях группы "Метинвест", которые находятся на подконтрольной территории.
"Из оперативной статистики по производству стали за 13 дней марта, уже видны негативные последствия для Украины - среднесуточный выпуск стали упал на 8% месяц к месяцу и на 20% год к году. Причем, это падение производства стали было зафиксировано до официального решения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и полной блокады НКТ. После решения СНБО, следует ожидать более глубокого падения выпуска стали", - считает он.
В целом, И. Путилин уверен, что блокада будет оказывать как прямое, так и косвенное влияние на экономику, курс гривны, платежный баланс и поступления в бюджет. "Если падение производства стали в 2017 году может превысить 15%, это приведет к снижению реального ВВП в пределах 1%, против ожидаемых ранее 2-3% роста", - считает он.