The Wall Street Journal: «Северный поток 2» разделил Европу на два лагеря
Отношение к российскому газопроводу вызывает разногласия не только внутри Евросоюза, но и внутри отдельных стран. Так, шведский портовый городок Карлсхамн открыто игнорирует мнение правительства и сотрудничает с Москвой. За одно лишь хранение российских труб он получает $10 млн.
Карлсхамн - небольшой портовый городок в Швеции. На его примере можно изучать методы Путина, который последовательно срывает любые усилия ЕС и США, направленные на ограничение использования российских углеводородов в качестве инструмента влияния на окружающий мир.
В январе местные власти Карлсхамна открыли свой порт для судов Газпрома. Теперь субподрядчику "дочки" российского газового концерна, занимающемуся реализацией 11-миллиардного трубопровода Россия-Германия, разрешено хранить трубы в этом шведском городе - при том, что против выступили и власти Швеции, обеспокоенные российским военным присутствием в Балтийском море, и ЕС с США.
Пер-Ола Мэттсон, мэр Карлсхамна, поддерживающий соглашение, сказал: "Мы не боимся русских, но там, в Стокгольме, их, похоже, боятся".
Путин пытается сохранить статус России как энергетической супердержавы и геополитического игрока на европейской арене, и Швеция - отличный пример его политики, которую можно сформулировать в виде сформулированного еще римлянами принципа "разделяй и властвуй".
Эта скандинавская страна пошла на преобразования в армии и разместила войска на острове в Балтийском море, но не смогла заставить Карлсхамн отказать Газпрому - в Швеции регионы довольно самостоятельны.
Трубопровод "Северный поток 2" должен быть завершен в конце 2019 года. Это один из приоритетных для Москвы проектов, ведь продажи природного газа с помощью трубопроводов приносят России более 10% экспортной выручки. Завершение второй ветки "Северного потока" позволило бы вдвое нарастить пропускную способность существующего трубопровода и обслуживать наиболее прибыльные рынки в обход Украины.
Американские и европейские власти пытались противодействовать строительству, заявляя, что трубопровод увеличит влияние Москвы, а также лишит Украину экономических рычагов и важного источника дохода на фоне российского вторжения на восток страны.
Кремль использует разобщенность и противоречия внутри ЕС - в прошлый четверг представители блока объявили, что у них нет полномочий, позволяющих заблокировать строительство трубопровода. Канцлер Германии Ангела Меркель стала движущей силой европейских экономических санкций против России в ответ на ее действия на Украине, но и она поддерживает "Северный поток 2", называя его коммерческим проектом. Германия - крупнейший импортер газпромовского газа, и она выступает адвокатом проекта внутри ЕС, несмотря на сопротивление многих стран-участниц. Кроме прочего, реализация этого проекта сделает Германию основным хабом, через который будет проходить импорт газа в Европу.
Европейские энергетические компании не могут участвовать в строительстве из-за польского антимонопольного иска, но активно пытаются найти способ не остаться в стороне. Восточные соседи Германии, и, в частности, Словакия и Польша, прямо говорят о том, что "Северный поток 2" - политический проект, призванный увеличить рычаги влияния России. Однако они беспокоятся о сокращении доходов от транзита российского газа, а также повторения ситуации 2009 года, когда Россия поспорила с Украиной по поводу оплаты энергоносителей и прекратила экспорт.
В феврале на конференции в Мюнхене президент Литвы Даля Грибаускайте назвала "Северный поток 2" политическим проектом, нацеленным на расширение сферы влияния России. Тогда как Кремль, Газпром и руководство трубопровода заявляют, что проект не имеет ничего общего с политикой.
22 марта Путин встречался с руководством немецкой химической группы BASF, где заявил, что трубопровод "не направлен против кого-либо из наших партнеров". По его словам, рост потребления газа и падение его производства в Европе сделали проект "абсолютно естественным", и он носит "чисто коммерческий характер". А пока в Европе продолжаются дебаты, строительство постепенно начинается: уже около 700 километров труб, более четверти от общего объема проекта, были завезены в балтийские порты, и каждый день к ним добавляется еще по 5 км, российская же береговая инфраструктура уже строится.
Успешное строительство "Северного потока 2" станет для Путина важной победой, показав тщетность усилий Запада по сдерживанию Кремля. Несмотря на американские санкции, подтолкнувшие Россию к рецессии, Путин и российские компании обеспечили финансирование огромного проекта по добыче природного газа в Арктике и превысили советские уровни добычи нефти. В последние годы ЕС удалось обуздать желание Газпрома диктовать цены на газ. Новые законы и трубопроводы позволяют соседям делиться топливом друг с другом, а построенные заводы позволяют вести импорт сжиженного газа.
Тем не менее России удается занимать сильные позиции - в основном, за счет низких цен и доступности газа. Например, в прошлом году, по заявлению Газпрома, компания поставила в ЕС более трети всего импорта. Такое положение дел нервирует даже не зависящих от российского газа членов ЕС, в том числе Швецию - ее власти отмечают, что Россия одновременно пытается нарастить поставки газа в Европу и наращивает военное присутствие на Балтике.
В сентябре вблизи границ балтийских стран пройдут масштабные российские учения, совпадающие по времени с учениями западных вооруженных сил в Швеции. Кроме того, по словам шведских официальных лиц, Россия увеличивает контингент в Калининградской области и активизирует шпионаж, в том числе в интернете. В ответ Швеция послала на остров Готланд в Балтийском море группу из 300 военнослужащих, в том числе мотострелковые части и танковую роту. Швеция не является членом НАТО, но в настоящее время активизирует координацию с военным альянсом.
Трубопровод стал больным для шведов вопросом, когда выяснилось, что субподрядчик Nord Stream 2 AG, принадлежащий Газпрому, хочет использовать два шведских порта - один на Готланде, а другой в Карлсхамне. Министерство обороны обратило внимание на проблемы безопасности, связанные с таким сотрудничеством, и Готланд отклонил предложение. Министр обороны Швеции Питер Халтквист сказал в интервью, что правительство хочет внести законодательные изменения, дающие центральным властям право принимать решения по вопросам, касающимся национальной безопасности, в отношении крупных инфраструктурных объектов. Халквист назвал проект "проблемой для европейцев" и заявил: "Мы против „Северного потока“".
В Карлсхамне, портовом городе с 350-летней историей и населением около 20 тыс. человек, разгорелись споры: если разрешить хранить трубы в порту, то можно получить 10 млн долларов дохода и 30 рабочих мест, но одновременно это поможет планам России. Магнус Гардебринг, лидер местной оппозиции, говорит: "Для меня очевидно: если какое-то действие противоречит интересам ЕС и Швеции, оно не может быть в интересах Карлсхамна".
Мэр города, господин Мэттссон, поддержавший проект, в ответ утверждает, что порт Карлсхамна уже и так обслуживает суда с российскими экипажами и хранит российскую нефть - какой тогда резон отказываться от газопровода? Его помощник также сообщил, что офис мэра получает письма, где его называют марионеткой России. Мэттсон добавляет: "Если мы должны прекратить этот бизнес, значит ли это, что мы также должны полностью прекратить вести дела с Россией?".