MotoGP: Уроки Аргентины - Виньялес знал, что выиграет гонку
Многие гонки выигрываются до старта. В пятницу, при подборе настроек, или на квалификации, когда пилот занимает важную позицию для решающей атаки. Судьба Гран-При Аргентины 2017 года в классе MotoGP решилась на утреннем warm-up, и Маверик Виньялес знал, что в гонке он поедет только за победой. А вот Марк Маркес не был так уверен. Почему?
Анализируя поток комментариев, которые дали пилоты MotoGP журналистам в приватных беседах после квалификации и гонки Гран-При Аргентины, можно составить четкую картину: что именно и как повлияло на уикенд.
В Yamaha знали, у кого будет преимущество в гонке
Aut&243;dromo Termas de R&237;o Hondo замечательное место, но год за годом становится все менее привлекательным из-за быстро ухудшающегося качества полотна. В Аргентине проводится не так много трек-дней и международных соревнований, и хотя власти и местные промоутеры стараются загружать трассу, этого недостаточно для поддержания ее в идеальном состоянии. В 2017 году трек стал еще бугристей, а уровень сцепления покрышек с асфальтом колебался в течение всего уикенда Гран-При Аргентины, причем, от сессии к сессии, а затем пошел дождь, который смыл остатки держака в субботу... Большое количество падений в воскресенье стало грустным тому подтверждением.
В сложившейся ситуации, инженерам из бригады Виньялеса, в частности, его шефу Рамону Форкаде удалось найти идеальный сетап для гонки. Он определился на утреннем warm-up в воскресенье. Шасси Yamaha YZR-M1 и сверхплавная природа мотоцикла сделали свое дело: Маверик проехал тестовый заезд в 12 кругов, 8 из которых уложил в рамки 1:40, не допустив ни единого срыва. Но 4 круга он прошел в конце этого заезда, и все они были в 1:39 - это было именно то, что искал Виньялес и его команда - победный темп. Стратегия Yamaha заключалась в плавном подъеме темпа по ходу заезда.
Маркес же предпочел иную стратегию. Он планировал уехать от преследователей в начале гонки, воспользовавшись преимуществом поул-позиции. Но для этого ему бы пришлось с первых кругов выкладываться на 100% на жесткой передней покрышке. Маркес полагался на данные, полученные в пятницу, на FP2, где он установил один из быстрых кругов сессии на точно таком же наборе шин, до того, как пересел на мягкие слики. Он проехал несколько быстрых кругов на воскресном warm-up, и успокоил себя тем, что "получил подтверждение значительного улучшения"... как когда-то, на тестах в Сепанге 2015 года... ошибочное чувство полностью выполненной работы: что-то было упущено.
Ситуация в воскресенье изменилась и асфальт не обеспечил должного держака, хотя времена круга для начала заезда Марк демонстрировал впечатляющие и сумел откатиться от всех на 2 секунды... пока не упал на одной из кочек, где через несколько минут после него растянулся и Педроса.
Виньялес видел, как неравномерно движется пелетон на первых кругах, и он ждал "стабилизации" ситуации, чтобы включить "вторую передачу". После того, как он прошел Кратчлоу, Маверик легко смог выйти на 1:39 и нарастить преимущество. На последних кругах он ехал расслабленно, контролируя плавно сокращающийся отрыв от Валентино Росси - этого было достаточно для убедительной победы, к которой он приготовился на warm-up. Экзамен по стратегии сдан на "отлично".
Что не так было с Repsol Honda RC213V?
Маркес допустил два просчета. Первая: он еще не адаптировал свой стиль и электронные стратегии для использования двигателя big-bang, внедренного HRC впервые за всю новейшую историю MotoGP. Во-вторых, он переоценил возможности шасси, основывая решения на пятничных данных. Команда выбрала более мягкий набор пружин для вилки, чтобы у Марка было преимущество в длинных скоростных дугах (он им пользовался на 100%). Но при этом, он потерял свое ключевое преимущество на торможении перед крутыми виражами, которое часто использовал в схватках с Лоренцо и Росси в прошлом. Все дело в том, что Маркес и не планировал вступать в схватку с кем бы то ни было: он должен был уйти в точку. Таков был план.
Маркес не вдавался в подробности, общаясь с испанскими журналистами, зная наперед, что круто промазал. "Свои" не мучили его неудобными вопросами, а других журналистов Марк в воскресенье "не принимал". В комментариях он лишь отметил, что хотя в этом году трасса выглядит "еще более неровной, чем в прошлом", и это усложняло поиск верного сетапа в пятницу, "огромный шаг вперед" был сделан утром воскресенья. А вот Дани Педроса дал исчерпывающий ответ: "Наш байк, на деле, очень трудно контролировать на неровных треках, - сказал он. - Найти компромиссный сетап на таких бугристых трассах, как Рио Ондо практически невозможно. Нет, правда! Заставить байк ехать ровно во всех поворотах - почти невозможно, приходится выбирать между стратегиями... и следовать выбранной от старта до финиша".
Как объяснил Педроса, front-end RC213V позволяет идеально контролировать байк на торможении и в скоростных перекладках, если установлены очень жесткие пружины. Но они же заставляют мотоцикл прыгать на кочках, не успевая отрабатывать неровности асфальта - никакой плавности, что повышает шансы промаха при выходе на траекторию перед виражом. В случае мягкой подвески, front-end разгружается быстрее, но затем происходит чрезмерная нагрузка на покрышку. В этом случае, подвесочники экспериментируют с ходом и реакцией вилки в поисках компромиссного сетапа, который понравится пилоту и обеспечит средние показатели скорости, плавности и уверенности.
С шинами Bridgstone, которые имели гораздо более жесткий каркас, Honda удавалось творить чудеса. С Michelin этого добиться не удалось. В прошлом году в Остине Росси вылетел из гонки, пытаясь догнать Марка - внезапно для всех. И он хорошо усвоил тот урок - oh, these tricky Michelins!!!
Трудно сказать, кто именно поставил точку в выборе решения - Марк или его инженеры. Скорее всего, именно Марк, ибо он уже решил, как будет действовать в заезде и был убежден в своей правоте после взятия 4-го подряд поула в Рио Ондо...
Как Кратчлоу спас Honda от полного провала
Единственный пилот Honda, поддерживаемый заводом, но не являющийся контрактным пилотом HRC, - Кэл Кратчлоу доехал до финиша в тройке призеров. Он принял решение пропустить вперед пилотов Yamaha, понимая, что не сдержит их без риска - тем более, после падения Маркеса и Педросы на точно таких же шинах и подвесках!
Кэл сказал: "[проблемы с асфальтом] во всех 14 поворотах! Только на выезде с пит-лейна - тишь да гладь, а в остальных местах все время приходилось бороться с мотоциклом: мы постоянно блокировали front-end, заднее колесо и ловили мотик, пытались нащупать держак. Мы знали с самого утра [воскресенья], что держак смыло. Но мы так же знали, что Honda в такой ситуации всегда сильны, но... в реальности это было не так".
"Когда я увидел, как грохнулся Марк, а затем понял, что точно так же убрался Дани, меня охватил ужас, - добавил Кратчлоу: подобное с ним уже происходило в 2016 году, причем, дважды, например, в Сепанге и Phillip Island. - Я знал, что они ехали на таких же [жестких] покрышках, как я, и выбрали те же настройки front-end. Здорово засомневался, но верил, что мне удастся справиться с этими шинами: нужно было только подождать немного, когда они заработают. До тех пор, не выкладывался ради быстрых кругов: все это время и так приходилось бороться с мотоциклом, а это отнимало силы. Последние 5 кругов я просто доехал. После Катара нам нужен был этот подиум, поэтому я приложил массу сил для того, чтобы добраться до финиша".
И в конце концов, Кратчлоу добавил: "Я понимаю, с чего убрался Марк - он жарил, словно не в себе, с самого первого круга, а на этой покрышке так делать нельзя!"
Как Росси взошел на подиум
Дождь, пришедший в Рио Ондо на FP3 в субботу, помог Валентино прийти к одному важному выводу. С самого начала года он жаловался на нестабильность новой "мягкой" передней покрышки, которая пришла на смену жесткому каркасу модели "70" 2016 года. Росси (а затем, на Гран-При Катара - и другим) это не давало уверенности в мотоцикле, который начинал "гулять" на торможении, из-за чего Валентино терял время на круге.
В Катаре пилоты MotoGP, включая Маркеса и Росси, обратились к Michelin с просьбой вернуть в оборот старые шины, и шинники согласились привезти их в Аргентину и Техас - на дополнительные тесты. 4-й компаунд выходил за рамки шинного регламента, но Дирекция могла бы согласиться в виде исключения. Но обстоятельства вмешались, и никто не смог провести в пятницу эти испытания. Лорис Капиросси, спортивный директор MotoGP, также являющийся членом Комиссии по безопасности (от Dorna), добавил: "Мы не должны превращать гоночные уикенды в очередные шинные тесты, это некорректно; для испытаний было достаточно времени, и сравнить результаты команды смогут [на официальных сезонных тестах] в Хересе".
В общем, после собрания Комиссии по безопасности, было решено не возвращать модель "70" даже в Остине. Но Росси это уже не нужно - его начали посещать правильные мысли, главной из которых была такая: что, если дело не в покрышках, а такое поведение мотоцикла обеспечило новое шасси M1 2017 года?
Росси высказался так: "Байк [2017 года] очень отличается от прошлогодней Yamaha, и мы перепробовали массу решений, которые никак не помогли. Очевидно, я столкнулся с теми же проблемами, что и в Катаре - на новых Michelin. Со старой версией [покрышки] ощущения в поворотах были более естественными".
В 2017 году разработчики YZR добавили шасси мотоцикла гибкости, что в итоге и привело к такому "неестественному" поведению в поворотах с новой покрышкой. Росси просил модель "70" для проведения экспериментов, чтобы убедиться в этом. Но помог дождь в субботу, при котором команда вдруг нашла что-то, что помогло Росси прийти к правильным выводам. Валентино проверил свои догадки на воскресном warm-up, который он завершил 12-м. Но между прогревом и стартом гонки команда ПОПАЛА В ТОЧКУ и нашла ТО САМОЕ - призовое решение.
Никаких чудес или заговора, никакой пыли в глаза - это просто стиль работы Валентино Росси и его бригады, выработанный годами: решения перебираются одно за другим, команда покидает паддок одной из последних... Однако эти усилия окупаются, когда гаснет стартовый светофор.
P.S. Следующая остановка - в Остине, штат Техас! Грузовые "Jumbo" уже приземлились в коммерческом аэропорту имени Бергстрема. Для многих заводских пилотов уикенд Гран-При Америки, намеченный на 21-23 апреля, фактически, уже начался с посещения многочисленных медийных мероприятий, встреч с дилерами и фан-клубами. В США интерес к MotoGP по-прежнему высок, но ажиотажа, как в 2012-2013 года, уже нет, поэтому работать приходится вдвое больше.