Год работы правительства Гройсмана: без провалов, но и без прорывов
В середине апреля исполнится год, как Кабмин Украины возглавил Владимир Гройсман. Чего премьер-министру и его команде удалось достичь за это срок, рассказывает DW."Я вам покажу, что такое управление государством!", - таким громким заявлением в апреле 2016 года начал свою деятельность во главе правительства Украины Владимир Гройсман. Это своеобразное обещание он дал на эмоциональном подъеме в сессионном зале Верховной рады после назначения премьер-министром.
Сейчас эмоций у Гройсмана, самого молодого премьера в истории Украины (он возглавил кабинет в 38 лет), заметно поубавилось. На пресс-конференции, посвященной годовщине руководства правительством, он с улыбкой говорит о себе: "Я реалист-оптимист". На вопрос журналистов, доволен ли он результатами своей работы, премьер философски отвечает, что всегда нужно быть самокритичным. "Тому, кто доволен своей работой, нужно идти на пенсию", - поясняет премьер и демонстрирует с помощью слайдов свои успехи.
Рост благодаря предыдущим усилиям
На экране появляются цифры: украинская экономика в 2016-2017 годах выросла на 3%, средняя номинальная зарплата - на 35,4%, местные бюджеты - на 50%, инвестиции в аграрную сферу составили 62 миллиарда гривен и т. д. "Мы начали капитальный ремонт страны", - заключает Владимир Гройсман. Однако есть ли на самом деле чем похвастаться украинскому премьеру?
Старший экономист центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский в интервью DW подтверждает, что экономический рост, пусть и незначительный, в стране все же наблюдается. Но, по его мнению, это заслуга не правительства Гройсмана: "Украина в предыдущие годы стремительно падала, благосостояние населения снижалось. Сейчас ситуация начала выравниваться. Но говорить, что это все благодаря правительству Гройсмана - это преувеличение".
Дубровский добавил, что рост происходит медленно, с задержкой во времени, "благодаря предыдущим усилиям и естественным процессам", а также потому, что украинский бизнес начал пользоваться преимуществами соглашения о свободной торговле с ЕС.
Тактические победы без стратегических достижений
"Первый год правительства Гройсмана не принес серьезных разочарований, но не было и больших прорывов в реализации реформ. Есть только амбициозные планы, о которых говорят, но в реальной жизни их не удается воплотить", - констатирует директор политико-правовых программ киевского Центра Разумкова Владимир Якименко.
По его мнению, Гройсману и его команде не удалось сделать Украину максимально привлекательной для иностранных инвесторов, провести большую приватизацию, а также реформы в медицине и сфере образования. Между тем в работе правительства не было и явных провалов, премьеру удавалось, балансируя, договариваться и с президентом, и с парламентом, что, по выражению Якименко, говорит об управленческих способностях Гройсмана.
Директор Фонда демократических инициатив имени Кучерива Ирина Бекешкина полагает, что правительство провалило борьбу с коррупцией. "Есть тактические победы (внедрение е-декларирования, функционирования системы ProZorro), но нет стратегических достижений - того, что реально меняет жизни людей. Из тени экономика так и не вышла. А это следствие того, что с коррупцией на самом деле не боролись", - подчеркнула Бекешкина в интервью DW.
Камни преткновения для Гройсмана
С критикой Владимир Гройсман соглашается и обещает, что реформы в образовании, здравоохранении, пенсионном обеспечении, а также приватизация госпредприятий и регулирование продажи земли будут для Кабмина приоритетами второго года работы. Это фактически то, чего от украинского правительства требует Международный валютный фонд (МВФ) в обмен на финансовую поддержку.
Одновременно это и то, на чем Гройсман и его команда могут оступиться, предупреждает Владимир Якименко: "Есть проблемные точки в меморандуме с МВФ, в частности, пенсионная реформа и вопросы продажи земли в Украине. Это будет наталкиваться на сопротивление общества и депутатов Верховной рады. Это может стать камнем преткновения для правительства Гройсмана".
По закону после года работы Кабмин теряет иммунитет, и парламент может инициировать его отставку. Несмотря на это, эксперты считают, что правительство пока не поменяется. "Поскольку нет реального претендента на кресло премьера. Хотя после потери иммунитета в Кабмине будут ритуальные замены отдельных министров", - прогнозирует директор Центра общественных отношений Евгений Магда.
Выход из тени президента
Сам же премьер-министр указывает, что парламентская коалиция не обсуждает переформатирование правительства. Его состав год назад Гройсман, напомним, так яростно отстаивал, что даже пошел на шантаж, угрожая, что откажется от премьерства, если предложенные им кандидатуры не будут утверждены. Тогда все его пожелания были выполнены благодаря поручительству президента.
Владимир Гройсман заверяет, что не имеет президентских амбиций и не собирается баллотироваться на пост главы государства на следующих выборах: "В 2019 году я буду участвовать в президентских выборах в качестве гражданина, который голосует за кандидата в президенты". При этом премьер добавил, что его нынешняя должность ему нравится.
Между тем аналитики сходят в том, что Гройсман за год премьерства таки стал независимым политической фигурой, выйдя из тени президента, с которым его ассоциировали раньше. "Политические амбиции у премьера есть. Но он трезво оценивает свои успехи и потенциал, поэтому пока не говорит о президентских выборах. Это правильный шаг в нынешней ситуации, ему еще есть над чем работать", - подвел итог Евгений Магда.