Комментарий: Из Навального пытаются сделать Гитлера, а получается Ельцин
У Навального сейчас удачный период. Практически все, что происходит вокруг него, идет ему в актив. И кампания сравнений его с Гитлером - не исключение, считает Александр Плющев.Слух о том, что против Алексея Навального создан чуть ли не специальный департамент в администрации российского президента, и что против него собираются запустить кампанию по дискредитации, выглядел удивительно. Просто потому, что перманентная кампания против него и так ведется, не заметить ее может только человек, совершенно не интересующийся политикой.
Подробности, которыми сопровождалась информация о дискредитации Навального за счет сравнения его с Гитлером, тоже не баловали новизной: сравнивать российского оппозиционера с нацистским лидером начали еще в те далекие времена, когда Навальный выступал на "Русских маршах". Несколько лет (!!!) назад отметился таким сравнением и главный штатный кремлевский телепропагандист Дмитрий Киселев.
Гитлер реальный и сетевой
Возвращение к сравнениям с Гитлером казалось тактикой не только не новой, но и откровенно глупой. Как бы там ни было, но трудно поверить в то, что в администрации президента, если источник слуха верно указал нам на штаб кампании, сидят клинические идиоты. Адольф Гитлер - фигура, олицетворяющая не только в России средоточие всего возможного зла, однако давно мертвая, в любом смысле этого слова. Точнее, не мертвая, а восковая или - что уж совсем нестрашно - киноперсонаж.
В одном из любимых молодежью и самых живучих видеомемов, сделанном на основе драматичного эпизода фильма Оливера Хиршбигеля "Бункер", Адольф Гитлер - главный герой. На видео накладывают какие-нибудь соответствующие повестке титры или даже озвучку и, время от времени, получается смешно. Есть и о феномене популярности Навального (2011 год), а из самого свежего - о реакции "Гитлера" на фильм "Он вам не Димон", где нынешняя кремлевская тактика "курощения и низведения" Навального там описана практически дословно.
В особо талантливых пародиях, например, "Гитлер и Скайп" (осторожно, обильная стилизованная под немецкий язык ненормативная лексика!) этому герою даже невольно сочувствуешь. И когда теперь сравниваешь человека с Гитлером, то нельзя точно сказать, с чем будет ассоциировать его современная аудитория - с мировым кошмаром середины прошлого века или с героем подобных анекдотов, давно живущим отдельной от Второй мировой войны жизнью.
Потому и планы именно таким способом очернять Навального, особенно в циничном интернете, выглядят слишком уж невероятными. Не могут же люди настолько не чувствовать аудиторию и держать ее за откровенное стадо, чтобы кормить откровенно протухшим продуктом?! Но на следующий день в интернете появилось видео с претензией на вирусность, где все именно так и было: Навального действительно сравнивали с Гитлером. А "утечка" о начале кампании стала выглядеть уже ее трейлером: без нее довольно заурядный ролик такого внимания не получил бы. Но совсем уж анекдотичным стал показ (когда только успели?) этого ролика для учащихся Владимирского государственного университета, о чем студенты не преминули рассказать в интернете.
В стиле восточных единоборств
Разумеется, сама по себе антинавальновская кампания тут же стала темой для шуток и мемов. Странно, если в ближайшие дни не появится несколько новых видеомемасиков на основе того самого эпизода "Бункера". То, что смешно, не воспринимается ни достоверным, ни сколько-нибудь устрашающим. И поднятая на смех кампания начинает играть не против объекта нападок, а, наоборот, на него. Совсем недавно такая же история уже происходила с Навальным, когда его облили зеленкой. А он взял и аккуратно размазал ее по лицу, превратив в посмешище своих преследователей.
У Навального сейчас очень удачный период, когда практически все, что происходит вокруг него, идет ему в актив. Зеленка, задержание на митинге, обыск офиса Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) - это только события последних недель, каждое из которых добавило популярности оппозиционному политику. Арест на 25 суток одного из ведущих утреннего шоу только что запущенного онлайн-ТВ "Навальный Live" и разгром студии не только не помешали выходу передачи, но и сделали ее выпуски еще интереснее - теперь туда приходят известные гости, приводя с собой свою аудиторию.
Одно время про Владимира Путина было модно говорить, что он в стиле столь близких ему восточных единоборств умеет направлять энергию противников против них самих. Похоже, это умеет делать не один Путин. Фартовую эту волну крайне трудно перебить, тем более откровенно слабой и бездарной идеей с сильным запахом нафталина. А если не нашли ничего лучшего, как, по сути, обзываться в стиле детсадовской песочницы, значит и нет у них ничего серьезного на Навального, так что ли?
История повторяется
Многие тут же вспомнили Бориса Ельцина времен его противостояния с КПСС. Тогда власть вела себя похожим образом, что закончилось для нее весьма печально. Среди тех, кто сравнил Навального с Ельциным - в недавнем прошлом замглавы администрации президента, а ныне спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он отчитал депутата коммуниста, посмевшего, несмотря на запрет, задать премьер-министру робкий вопрос о Навальном. Хотя тут интереснее не сравнение Навального с Ельциным, а нынешней правящей элиты - с КПСС. А прямой наследник КПСС Геннадий Зюганов, выступавший на том же заседании Госдумы, хоть и не назвал имени Навального, не смог удержаться от упоминания слов "фюрер" и "Ельцин" в непосредственной близости друг от друга.
Забыть и забить другими новостями, альтернативной повесткой - вот единственная жизнеспособная в подобных случаях тактика. Но то ли забыть уже не получается, то ли жизнеспособной повестки нет, а скорее - и то, и другое сразу. Поневоле закрадываются конспирологические подозрения, что какая-то мифическая "кремлевская башня" делает все, чтобы к выборам 2018 года Алексей Навальный был также популярен в России, как Борис Ельцин в конце 1980-х в СССР. Ну, не настолько же идиоты сидят в управлении внутренней политики, чтобы не видеть, каким побочным эффектом сопровождается освоение околобюджетных средств штатными и внештатными пропагандистами.