Обзор Outlast II - праздник боли и ужаса (18+)
Вспомните самые жуткие фильмы или книги, с которыми ваc угораздило познакомиться. И не просто гротескно-кровавые произведения вроде «Хостела», а нечто запредельно провокационное. Такое как нигилистический «Антихрист» Ларса фон Триера. Или тошнотворный в своем натурализме «Сербский фильм» Срджана Спасоевича. Или попирающий любые табу роман «120 дней Содома» Маркиза де Сада. А теперь представьте, что все перечисленное спрессовали в один интерактивный аттракцион боли и унижения, имя которому - Outlast II. Оставь надежду, всяк сюда входящий...
Дисклеймер: дальше будет много чернухи и жести - впечатлительным не читать. Реальная жизнь и без того пресыщена печалями, так зачем мучить себя виртуальными зверствами? Но если вы любите этюды в багровых тонах - что ж, добро пожаловать на экскурсию в ад.
Чем покорила сердца миллионов оригинальная Outlast II 2013 года? Независимая студия Red Barrels не только довела до ума идеи Slender: Eight Pages и Amnesia: The Dark Descent, но и дала публике то, что видеоигры стыдливо обходили десятой дорогой. В стенах психлечебницы «Маунт-Мэссив», захваченной спятившими пациентами, дозволялось все: душегубы ходили в чем мать родила, издевались над трупами и даже предавались греху на глазах у шокированного геймера. Беспомощность героя, фиксирующего прятки от маньяков на видеокамеру, лишь усиливала эффект погружения в интерактивный аналог «Ада каннибалов». В дополнении Whistleblower уровень натурализма в изображении пыток взметнулся еще выше. Казалось бы, куда дальше жестить? Но во второй части разработчики превзошли самих себя, сделав ставку на квазирелигиозные извращения.
Бездна взывает к бездне
Супруги-журналисты Блейк и Линн Лангерманн, расследующие странную смерть беременной женщины, отправляются в богом забытый уголок Аризоны. Вертолет терпит крушение, и в сознание Блейк приходит уже возле горящих обломков. Жена пропала, а изувеченный труп пилота, примотанный колючей проволокой к сосне, служит немым предупреждением: ночь темна и полна ужасов. Но выбора нет: нужно искать Линн, а вдали мерцают огни какой-то деревушки.
Легко понять, почему создание второй части растянулось на четыре года: аризонская глубинка нарисована и озвучена с пугающим вниманием к деталям. Кишащие паразитами трупы животных. Написанные кровью библейские изречения на стенах оскверненной церкви. Могильные кресты с фотографиями младенцев. С каждым шагом нарастает ощущение неотвратимой беды, и малейший шорох или скрип заставляет гулко биться сердце. Рваный, нервирующий звук скрипок сменяется зловещим детским хором из кубриковского «Сияния». Так создается липкая атмосфера кошмара, которой позавидует и Resident Evil 7.
Массовое захоронение детей? Что за нелюди обитают в этом поселке, отрезанном от цивилизации? Cектанты из общины «Храм Врат», практикующие извращенный католицизм. Насилие, убийства, истязания неверных - все якобы ради высшего блага и райского спасения. Паства слепо следует наставлениям безумного пророка Салливана Нота, готовящегося к наступлению библейского конца света. И чтобы не допустить пришествия антихриста, фанатики жестоко обходятся даже с собственным потомством.
Но есть и другая крайность: кровавая вакханалия так помутила разум некоторым, что они презрели догмы Нота и отдались первобытным инстинктам. Язычники прячутся в пещерах и лесах, охотятся на бывших соседей по коммуне и предаются немыслимому блуду, приближая рождение сына сатаны. Как говаривала немного мертвая лиса из «Антихриста» Триера, здесь «хаос правит».
И ад следовал за ним
Что остается Блейку, окруженному кровожадными мракобесами Нота и голодными еретиками-каннибалами? Убегать, прятаться и всматриваться во мрак при помощи камеры в режиме ночной съемки. Проблема в том, что сиквел, в отличие от оригинала, редко дает свободу выбора. Открытость мира мнимая: почти все уровни линейные, а по пятам героя идет толпа уродов с мачете. Знаете, что такое квантовая неопределенность по-аризонски? Это когда реднеки то исчезают у вас за спиной, то, наоборот, появляются перед самым носом, хотя мгновение назад никого не было. Поэтому отсиживаться в бочках, густой траве или в шкафах нет смысла, если это не предусмотрено сюжетом. При затянувшихся прятках культисты волшебным образом кучкуются там, где схоронился Лангерманн.
Но и бег дарит много открытий чудных. Легкоатлетические забавы строятся на череде проб и ошибок: нужно добраться из точки А в точку Б. Только вот точка Б редко когда очевидна. Это может быть крохотная щель между двумя сараями, неприметный подкоп под забором или шкаф, который нужно отодвинуть от двери. Но у вас есть лишь несколько секунд для понимания иезуитской логики геймдизайнеров, прежде чем преследователи разделают героя на субпродукты. Приходится переигрывать по дюжине раз многие эпизоды, благо чекпоинтов хватает. «А-а-а, меня преследуют, страшно! Умер! Опять удираю! Умер. Погоня. Умер». Так страх сменяется раздражением. Конечно, подобное было и в первой части, но ее хронометраж составлял три-четыре часа, а не семь-восемь, как в случае с сиквелом.
Вложи меч в ножны
И ведь не сказать, что Red Barrels не пыталась разнообразить марафонскую рутину. В один момент Блейк пробирается в кромешной тьме, ориентируясь исключительно по звукам. В другой - прячется в озере от преследователей, выныривая на пару секунд, чтобы попросту глотнуть воздух. Увы, подобных находок преступно мало - особенно если сравнивать с Resident Evil 7 и Alien: Isolation, жонглировавших ситуациями на лету. К тому же Лангерманн попадает в такие переделки, что диву даешься, как ему удается держаться на ногах и не раскурочить спасительную камеру. Однако врезать тщедушному сектанту, едва стоящему на ногах, он почему-то не способен...
Безоружность - фирменная черта серии, но в аризонской глуши непротивление злу насилием противоречит обстоятельствам. Блейк, твою жену похитили дегенераты, развлекающиеся блудом и истязаниями! Ты идешь по девяти кругам ада, спускаясь в самое сердце тьмы, но боишься запачкать руки? Кругом же валяются лопаты, ножи и доски. Ох уж эти условности. Зато в QTE-сценах журналист проявляет чудеса самообороны: раздает дюк-нюкемские пинки и передвигает тяжеленные шкафы.
Но в отдельные моменты авторы Outlast II умеют нагнать страху, да еще и щегольнуть киноцитатами. Герой, на радость поклонникам «Детей кукурузы», крадется по бескрайнему полю, избегая тех, кто обходит ряды. Сплавляется по реке, подобно персонажам «Освобождения». Удирает в узких тоннелях от дальних родственников людоедов из «Спуска».
Особенно удались эпизоды с галлюцинациями: время от времени Блейк переносится в католическую школу, где явно произошло что-то зловещее. Бесконечные темные коридоры, мерцающие лампы, смутный силуэт девочки вдали - здесь правит его величество Саспенс. Все по заветам Стэнли нашего Кубрика.
Время любить, и время ненавидеть
Символично, что в монреальской Red Barrels трудятся франко-канадцы с характерными фамилиями: Шарпантье, Сенекаль, Шатонеф. Сиквел столь нагло взламывает многие табу, что напрашивается сравнение не с голливудским «мясокомбинатом», а с лентами направления «Новый французский экстрим». «Границей» Ксавье Ганса, «Кровавой жатвой» Александра Ажа и в особенности «Мученицами» Паскаля Ложье. Упомянутые фильмы не только дарят вульгарно-аморальное пиршество для глаз, но и задают непростые вопросы о природе зла и безумии современного мира. Вот и за брутальностью Outlast II скрывается одно из самых глубоких в истории видеоигр рассуждений о религиозности, мщении и покаянии. Куда там Кену Левину с его BioShock Infinite!
События срежиссированы так, что вы проживаете душевный надлом Блейка от первого лица. Лангерманн мчит сломя голову по затопленной шахте, заползает в расселину - и падает на кафельный пол школьного бассейна. Плутает по коридорам, избегая встречи с многоруким монстром, выбирается на крышу здания - и снова возвращается в Аризону. Переходы между прошлым и настоящим происходят бесшовно, передавая помрачение рассудка журналиста. К сожалению, о самых ярких повествовательных находках нельзя рассказать без спойлеров: намекнем, что две главы неслучайно названы «Голгофа» и «Апокалипсис». Да и финал накроет такими эмоциями, что сравнить их впору с впечатлениями от Red Dead Redemption, The Last of Us и Silent Hill 2.
Вот почему Outlast II вызывает противоречивые чувства. Мир выписан фотореалистично, а сектанты напоминают пластмассовых кукол. Сюжет подразумевает вдумчивое погружение и сбор записок, но геймплей тащит волоком по болотам и скотобойням под улюлюканье реднеков. Авторам явно интереснее было набивать игру под завязку библейскими цитатами и аллюзиями, чем думать о новых способах нагнетания страха. С другой стороны, выбора у поклонников хорроров нет: нечасто нас балуют проектами ААА-качества со смешным ценником 499 рублей.
Достоинства:
- выжигающая нервы атмосфера;
- провокационный сюжет;
- фотореалистичая графика и образцовый арт-дизайн;
- гениальная работа со звуком;
- мозголомная концовка;
- стабильные 60 кадров в секунду с разрешением 1080p на консолях;
- маниакальное внимание к деталям мира;
- обыгрывание культовых сцен фильмов ужасов;
- достойная русскоязычная локализация;
- крайне демократичная стоимость PC-версии.
Недостатки:
- однообразные прятки и погони;
- враги откровенно жульничают;
- неоправданная беззащитность героя;
- игра чаще шокирует или раздражает, чем пугает;
- анимация отдельных персонажей передает привет «Буратино»;
- ключевые детали сюжета подаются через записки.
Выходные данные
- Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
- Разработчик: Red Barrels
- Издатель: Red Barrels
- Дата выхода в России: 25 апреля 2017 года
- Локализация: русскоязычные интерфейс и субтитры
- Похожие игры: Outlast, Resident Evil 7: Biohazard, SOMA, Alien: Isolation
- Стоит ли покупать сейчас? Да
Автор текста: Владимир Салдан