Ностальгия: как сложилась традиция майских праздников в Днепре
1-2 и 9 мая пока еще остаются в Украине «красными днями календаря». Городской сайт расскажет о традиции майских праздников, «маевок» в нашем городе.
В последние годы Первомай в Украине и в Днепре отмечается достаточно скромно. Праздник, сохранивший свой официальный статус, пока еще носит название «Международный день солидарности трудящихся». В последнее время этот праздник практически утратил свою идеологическую подоплеку, а на первый план выходит празднование прихода весны и массовые гулянья с пикниками.
Откуда идут исторические корни праздника Первомая, какие традиции празднования 1 Мая существовали в нашем городе, какие есть интересные исторические факты о маевках и демонстрациях, нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
Первомай: от праздника Флоры в Древнем Риме до «праздника трудящихся»
«Как множество современных праздников, корни празднования 1 мая относятся еще к эпохе Древнего Рима, - рассказывает Максим Кавун. - Одной из самых почитаемых богинь в Древнем Риме была богиня Флора - покровительница растительности, символ постоянного роста и обновления. Римляне устраивали ежегодные празднества в честь Флоры, которые начинались 28 апреля и длились несколько дней. Праздник сопровождался веселыми танцами и песнопениями. Его обязательным атрибутом были разнообразные венки из цветов.
Праздник Флоры являлся символом прихода весны и был лишен какой-либо политической окраски. Особую интригу Первомайскому празднику придает то, что предваряющая его ночь, с 30 апреля на 1 мая, известна как Вальпургиева ночь - праздник всякой нечисти.
Этот праздник был широко известен задолго до выступлений революционно настроенных рабочих. Корни поверий о Вальпургиевой ночи лежат в язычестве. Считается, что в эту ночь все ведьмы слетаются на особые места, где проводят игрища, оргии и шумные празднества, вступая при этом в связь с демоническими силами мужского пола. В средневековье этот праздник приобрел еще более специфическую окраску. Имя праздника взято от английской монахини Вальпургии Уинбургской, которая якобы превратилась в ведьму. Таким образом, здесь проявились антихристианские настроения в эпоху засилья католической церкви.
Вряд ли выбор именно 1 мая как дня празднования международного праздника трудящихся как-то был связан с легендами о Вальпургиевой ночи. Однако само по себе это придает бывшему «революционному празднику» особую пикантность.
Современная трактовка праздника 1-го мая берет свое начало в конце XIX века - в эпоху усиления социальной нестабильности и противостояния между рабочими и предпринимателями.
1 мая 1886 года в Соединенных Штатах Америки произошли массовые волнения среди рабочих. Главным их требованием было введение 8-ми часового рабочего дня. То, что сейчас является элементарной нормой в кодексе законов о труде, тогда казалось почти недостижимой привилегией, «манной небесной» для избранных. 1 мая 1886 года в манифестациях в США участвовали несколько сотен тысяч рабочих, занятых на 11562 предприятиях. Историки называют цифры участников от 400 тысяч до полумиллиона человек. Особенно активно проявили себя рабочие города Чикаго. Волнения продолжались несколько дней и привели даже к человеческим жертвам. Несколько рабочих было убито и около 200 ранено. Четыре человека, которых объявили защитниками волнений - были повешены. Позже их назвали «чикагскими мучениками».
С такой вот грустной истории начался праздник, который в ХХ веке соединил в себе революционную окраску и весенний оптимистический настрой.
В июне 1889 года в Париже проходил II Интернационал - первый конгресс международного объединения рабочих партий. Инициатором такого съезда был Фридрих Энгельс - германский философ, друг и соратник Карла Маркса. На II Интернационале в память о казненных чикагских рабочих было принято решение праздновать ежегодно 1 мая как международный праздник «солидарности трудящихся».
Первый раз 1 мая как рабочий праздник отмечали в 1890 г. в Австро-Венгрии, Российской империи, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Норвегии, США, Франции, Швеции и других странах. В 1892 г. в лондонском Гайд-парке именно 1 мая прошел митинг рабочих, в котором участвовали около 500 тысяч человек.
На территории Российской империи, как и в Европе, этот день впервые отметили в 1890 г. Рабочие собирались группами, раздавали друг другу конспиративную литературу и листовки, обсуждали свои дальнейшие шаги. С 1897 года в России вместе с маевками проводились первомайские стачки - забастовки. Лозунгами были «Долой самодержавие!» и «Да здравствует политическая свобода!».
Маевки в Екатеринославе: гибрид пикника и тайного рабочего собрания
В начале XX века праздник Первомая довольно быстро прижился в Екатеринославе. Город занимал одно из первых мест по количеству рабочего населения в бывшей Российской империи. С 1897 года в Екатеринославе интенсивно развивалось подпольное революционное движение. В этих условиях праздник Первомая был, с одной стороны, альтернативой официальным праздничным дням, таким себе «праздником для простого народа». А другой стороны, праздник Первомая сразу стал ассоциироваться с борьбой рабочих за свои права, прежде всего, за соблюдение рабочего законодательства, за введение 8-часового рабочего дня, послабление системы штрафов и т. д.
Как нетрудно догадаться, праздник Первомая не особенно приветствовался царскими властями. Зато быстро он обжился в рабочих окраинах - Чечелевка, Фабрика, Новые Кайдаки, Амур, Шляховка. В основном это были рабочие Брянского завода (завод имени Петровского, ныне ЕВРАЗ) и других предприятий. Формой празднования в начале XX века были «маевки».
Слово «маевка» могло иметь разное содержание. Как правило, в эти дни рабочие собирались в труднодоступных местах (русла балок, леса, дальние уголки парков) и устраивали пикник. Но пикник не простой, а фактически это было рабочее собрание. Зачитывались прокламации, призывавшие к борьбе с самодержавием и за права рабочих. Раздавались листовки, шли переговоры о дальнейших акциях.
Собрания - «маевки» относились к числу запрещенных, и преследовались царской охранкой и полицией. Любимыми местами маевок в нашем городе были Монастырский лес (парк Ленинского Комсомола, ныне Зеленый Гай), Аптекарская балка в районе поселка Шляховка, и балки в районе Новых Кайдак и Диевки, а также днепровские острова. Иногда маевки устраивали даже в Потемкинском саду (ныне парк имени Шевченко), в восточной, труднодоступной его части.
Перед революцией маевки превратились в забастовки
Нередко «маевки» из собраний перерастали в забастовки и рабочие шествия. Это происходило уже накануне революции, в 1910-х годах. Накануне мая 1912 года, после Ленского расстрела рабочих в Сибири, 20 тысяч рабочих Екатеринослава объявили всеобщую забастовку. В преддверии 1 мая 1912 года департамент полиции и охранное отделение города лихорадило. Департамент полиции циркуляром требовал принять самые жесткие меры «к обеспечению в этот день полного порядка и спокойствия». Начальник Екатеринославского жандармского управления концентрировал вооруженные силы города во всех рабочих районах. Начальник охранного отделения сокрушался, что «силы полиции крайне немногочисленны..., для такого города, каковым является Екатеринослав».
В 1912 году маевка вышла жаркой. Рабочие Екатеринослава устроили маевки в Монастырском лесу, в балках возле Кайдак и Диевки и на днепровских островах. Забастовку объявили рабочие Брянского и других крупных заводов. На Екатерининский проспект (Яворницкого) и Петербургскую улицу (Ленинградская, ныне Ярослава Мудрого) рабочая молодежь вышла на демонстрацию с пением «Марсельезы». Удалось изъять 175 экземпляров листовок, которых на самом деле было гораздо больше.
Интересен текст конфискованной листовки к 1 мая 1912 года:
«Ужасен путь, пройденный нами, товарищи, но светла и радостна дорога, по которой нам предстоит пойти, чтобы слиться в великий день 1 Мая с пролетариатом всего мира, чтобы дружно с ним отвоевать царство будущего, царство социализма».
В последние годы перед революцией маевки проводились по такой же схеме. 1 мая 1913 года бастовало 3 тысячи человек на Брянском заводе, бастовали рабочие и на других предприятиях. На крышах были вывешены самодельные знамена: «Да здравствует 1 Мая!» и «Да здравствует восьмичасовой рабочий день!».
А перед 1 Мая 1914 года, дабы препятствовать проведению первомайских мероприятий, Брянский завод был взят в кольцо силовиками. Была усилена цеховая стража. Рабочих сопровождали на территорию конные и пешие стражники. В некоторых цехах даже были сняты гудки. Машинистам запрещалось подпускать рабочих к паровозам.
Корреспондент «Нашей рабочей газеты» писал: «В 6 часов завод был в буквальном смысле слова на военном положении». Однако рабочие ворвались в мостовой цех, согнали машиниста с помощником с крана и дали свисток. Дальше началась крупная потасовка, закончившаяся задержаниями.
Первомай 1917 года: первый свободный праздник после революции
В 1917 году праздник 1 Мая впервые праздновался свободно на территории бывшей Российской империи. В том году празднование Первомая прошло грандиозно и заняло весь центр Екатеринослава. Поскольку со времени свержения монархии прошло всего два месяца, то празднование Первомая сто лет назад стало очередным шествием, приветствовавшим революцию под лозунгами о светлом будущем.
Интересный момент - Первомай 1917 года праздновался 18 апреля еще по старому стилю, так как это было 1 мая по новому стилю. Переход на григорианский календарь был осуществлен только через год, в 1918 году.
Знаменитая революционерка Серафима Гопнер вспоминала:
«Это был день грандиозных первомайских демонстраций по всей России, которые впервые проходили в условиях свободы, впервые не по старому, а по новому календарю».
В центре города было устроено грандиозное шествие -демонстрация, шедшая от нижней части города в нагорный район. Завершилась демонстрация грандиозным митингом на Соборной площади.
Революционер М. Левченко вспоминал:
«Первое свободное празднование дня 1 Мая вылилось в могучую демонстрацию сил екатеринославского пролетариата. Огромная колонна железнодорожников показала большую дисциплинированность и спаянность. В голове колонны, за флагом, шли члены исполкома, за ними - оркестр. Демонстранты одеты празднично, все с красными бантами, а руководители с повязками, на которых золотое или черное изображение паровоза. Настроение приподнятое, возбужденное. Исполняются революционные песни, которые запевают рабочие, которые бывали на массовках и маевках до революции. Играют несколько оркестров. Много своих, а тем более врагов, увидели и поняли, какую могучую и грозную силу представляют собой организованные трудящиеся Екатеринослава».
Первомай 1919 года: «праздник принял размеры там досель невиданные»
В период Гражданской войны Первомайский праздник получил постоянную прописку в городе. В 1919 году было устроено грандиозное празднование, в котором принимали участие тысячи людей. Сохранилась уникальная телеграмма бюро печати Украины с описанием празднования 1 мая 1919 года в Екатеринославе.
Интересно отметить, что именно на 1 мая 1919 года пришелся первый этап «топонимической революции» в старом Екатеринославе. Были переименованы два главных объекта города: Екатерининский проспект был переименован «в улицу Карла Маркса» (в дальнейшем проспект, ныне Яворницкого), в площадь Соборная - в «площадь Первого Мая» (в 1922 г. была переименована в площадь Октябрьской революции, в дальнейшем до 2015 г. - Октябрьская).
В телеграмме сообщались интересные подробности празднования:
«Первомайский праздник в Екатеринославе принял размеры там досель невиданные. Весь город был украшен флагами, гирляндами, общественные здания были художественно декорированы плакатами. На улицах были построены многочисленные арки. Серия арок, украшавших город, начиналась у вокзала прекрасной аркой, устроенной из двух стоящих друг против друга паровозов, соединенных лентами, поддерживавшими художественно нарисованный плакат с лозунгом: «На всех парах к коммунизму».
Основную часть празднования 1 Мая 1919 года заняло «шествие», в котором нетрудно угадать прообраз первомайской демонстрации, ставшей затем традиционной и проводившейся в городе больше 70-ти лет. Вот как это было в 1919 году:
«С раннего утра десятки тысяч народа начали стекаться на Екатерининский проспект, с первого мая переименованный в улицу Карла Маркса, по которому должно было пройти шествие, направляясь к бывшей Соборной площади, ныне площади Первого Мая. По обе стороны дороги стояли со шпалерами учащиеся низших учебных заведений. Продолжавшееся свыше двух часов шествие организаций открывалось отделом обеспечения. Впереди ехали разукрашенные цветами и гирляндами платформы с приютскими детьми. За ними следовали учащиеся всех учебных заведений, затем рабочие организации из Екатеринослава и пригородов. Шествие замыкалось стройными рядами красноармейцев. На площади Первого Мая у братских могил Красная Армия чествовала павших бойцов, после чего был устроен парад войскам».
Вторая половина дня также была интенсивно заполнена различными мероприятиями и гуляньями:
«С двух часов дня во всех садах и приютах начались спектакли и концерты специально для детей. Развлечение это, в котором принимали участие тысячи детей, с громадным подъемом продолжалось до шести часов вечера. В семь часов во всех садах и рабочих кварталах начались митинги, концерты, спектакли. Кроме того, передвижные труппы и кино, переезжая с места на место, давали представления на улицах. Собравшимся толпам народа разъясняли значение Первого Мая. Залитые огнями сады и главные улицы города были переполнены народом».
Первомайская демонстрация: традиция длиной в 70 лет
Как видим, в первые послереволюционные годы отрабатывался формат первомайской демонстрации, который затем стал традиционным. С 1920-х по 1980-е годы первомайская демонстрация стала неотъемлемым атрибутом городских празднеств, как и во всех городах бывшего СССР.
Демонстрации в честь праздника 1 мая во всех городах бывшего СССР проводились по единому сценарию. Поскольку 1 Мая позиционировался как «день трудящихся», то демонстрация состояла из колонн представителей различных предприятий и организаций, сгруппированных обычно по районам. В действе принимали участие десятки тысяч человек. Обязательным элементом демонстрации были транспаранты с различными лозунгами - «Мир! Труд! Май!» и другими. Шли в приподнятом настроении, несли флажки, цветы, воздушные шары. Колонны обычно сопровождали транспаранты с лозунгами. Многие брали с собой детей. Звучала торжественная музыка. Начиналась демонстрация обычно в 11 часов и продолжалась два-три часа.
В Днепропетровске порядок и место проведения первомайской демонстрации не менялись существенно за несколько десятилетий. С раннего утра формировались колонны по месту жительства. Основное место схождения колонн - площадь Горького. Площадь Горького являлась тогда центральной площадью города, здесь была установлена трибуна, где «трудящихся приветствовали руководители города».
Сейчас даже не все точно знают, что такое историческая площадь Горького. Это место перед Домом союзов и входом в парк Глобы. Уже тридцать лет это место занято стройкой метрополитена, и как площадь в городском пространстве полностью утратило свое значение. От площади Горького демонстрация «стройными рядами» проходила участок проспекта Карла Маркса (ныне Яворницкого) от площади Горького до улицы Баррикадной.
Праздник 1 Мая был одним из основных «красных дней календаря». Соответственно, велика была и идеологическая нагрузка этого праздника. Постепенно, в 1970-е и 1980-е годы, идеология понемногу отходила на второй план, оставляя место для простых праздничных радостей.
После 1991 года некоторое время демонстрации еще проводились несколько лет по инерции, однако затем эта традиция отмерла сама собой. Сейчас от всего этого остались лишь ностальгические воспоминания старшего поколения.
Сейчас сложно оценивать праздник 1 Мая и все, что с ним связано, особенно первомайские демонстрации. Кроме идеологической составляющей, это был один из любимых праздников горожан. А участие в демонстрации остается для многих приятными воспоминаниями.
Сегодня будущее праздника 1 Мая довольно туманно. Он остался в государственном календаре как своеобразный рудимент. Первомайские демонстрации XX века канули в прошлое. Идеологическая «революционная» окраска праздника стремительно исчезла. Снова возвратились идеи предшественника Первомая - римского праздника Флоры, когда люди танцевали, веселились, надевали венки и просто праздновали настоящую весну. Будут ли праздновать Первомай в будущем, и каким образом, решит история», - завершает Максим Кавун.