Экс-президент Крыма рассказал о главной ошибке Русской весны
У Запада не было бы никаких поводов вводить санкции против Крыма, если бы весной 2014 года местная «элита» действовала юридически грамотно. Об этом говорится в заявлении экс-президента Крыма Юрия Мешкова по случаю 25-летия принятия Конституции полуострова в 1992 году.
Эта Конституция, предоставлявшая широкие права Крыму, была впоследствии незаконно отменена Киевом, который в 90-е годы задействовал силовой сценарий для свержения Мешкова.
«Действия режима экс-президента Украины Леонида Кучмы, в одностороннем порядке силовым путем ликвидировавшего Конституцию 1992 года и отстранившего от власти всенародно избранного Президента Республики Крым, нужно квалифицировать как государственный переворот и аннексию полуострова. Напомню, что в ответ на тогдашние неправовые решения официального Киева была прямая поддержка Республики Крым Государственной Думой Российской Федерации. 17 мая 1995 года Госдума РФ приняла постановление, в котором было предложено «Верховному Совету, Президенту и Правительству Украины обеспечить населению Республики Крым право на свободное волеизъявление по отношению к Конституции Республики Крым», - пишет Мешков.
По его мнению, во время Русской весны была совершена ошибка, когда подготовка к референдуму основывалась не на Конституции 1992 года, а на незаконно навязанном Крыму украинском варианте Основного закона от 1997 года.
«Подготовка и проведение референдума основывались почему-то на Конституции АРК 1998 года - единственном документе, в котором вопреки волеизъявлению крымчан признавался украинский статус полуострова. Напомню, согласно статьи 1 этого документа «Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины», что полностью соответствовало Конституции Украины от 28 июня 1996 года.
А ведь накануне и сразу же после государственного переворота на Украине ряд общественных организаций и движений полуострова выступил с требованием о немедленном возобновлении действия Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года. Уникальность ситуации заключалась в том, что сразу же после свержения легитимного президента страны Виктора Януковича в феврале 2014 года Украина вышла из конституционного поля. Конституция Украины либо действует целиком, либо вообще не действует, выборочное правоприменение при этом не допустимо. Поскольку она перестала действовать, правовой вакуум должна была заполнить Конституция Республики Крым от 6 мая 1992 года. Здесь очень важным обстоятельством являлось то, что процедура отмены Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года так и не была соблюдена. Имеется документальное подтверждение этого», - пишет Мешков.
«Если бы весной 2014-го ситуация была бы отыграна к Конституции 1992 года, на ее основе вполне законно можно было бы проводить референдум о воссоединении Крыма с Россией. Статья 104 Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года предусматривала, что законодательная власть может быть осуществлена в порядке общекрымского референдума. Конституция же АРК 1998 года не давала таких прав и предусматривала проведение всего лишь консультативного местного референдума по второстепенным вопросам!
У Республики Крым появился бы политико-правовой статус, который ранее уже был признан мировым сообществом. Этот статус позволял Крыму провести референдум по любому вопросу своей политической идентификации и государственного самоопределения», - подчеркивает экс-президент.
По его мнению, крымская «элита» весной 2014 года неспроста решила «забыть» о Конституции 1992 года.
«Ключевым для понимания является тот факт, что у власти в Крыму во время Русской весны находились временщики, которые просто вынуждены были под давлением обстоятельств не по своей воле принять решение о проведении референдума и дальнейшем вхождении Республики Крым в состав России. Вчерашние прислужники необандеровского оккупационного режима из украинской Партии регионов во главе со спикером Владимиром Константиновым делали это лишь для того, чтобы и в дальнейшем оставаться у власти. Их непрофессиональные и дилетантские с юридической точки зрения действия в марте 2014 года усложнили дальнейшую международную легитимизацию российского статуса Крыма и Севастополя. При этом они сделали все возможное, чтобы нигде, ни в одном документе, не была подвергнута сомнению правомерность нахождения Крыма в составе Украины предыдущие 23 года. Причем сделали это цинично и сознательно, ведь пятая колонна и в тогдашней и в нынешней крымской власти основательно представлена внушительной агентурой киевской хунты. Сделали они это, чтобы исключить ненужные вопросы к себе как к пособникам оккупантов, а также обеспечить в дальнейшем свое комфортное беспроблемное пребывание у власти», - считает Мешков.
«Как ученый-правовед и специалист по конституционному праву заявляю, что весьма неуместным и сомнительным с точки зрения права является и ссылка в Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя на т. н. косовский прецедент. Во-первых, независимость Косова не признали ни Россия, ни Украина. А во-вторых, у Крыма уже имелась Конституция от 6 мая 1992 года, к которой надо было всего лишь вернуться. И никто бы не смог оспорить законность этого шага», - еще раз подчеркнул экс-президент.