Почему больше не нужно планировать свою пенсию
Каждый, кто планировал выход на пенсию, обдумывал два вопроса: в каком возрасте он хочет попрощаться с работой, и как оценить продолжительность своей жизни? Несколько десятилетий назад в этих вопросах не было ничего сложного. Не было никаких оснований сомневаться в статистике средней продолжительности жизни или рассматривать варианты наступления пенсионного возраста. Это было очевидным.
Сейчас все иначе. Средняя продолжительность жизни постепенно приближается к 100 годам, писали в СМИ еще в 2015 году. Однако по-настоящему сенсационным является заявление научно-популярного журнала Scientific American. Он ссылается на успешные лабораторные эксперименты на мышах, доказывающие обратимость процесса старения.
Основатель Alibaba Group Джек Ма уже высказал мнение, что через пару веков человечеству может понадобиться закон, ограничивающий продолжительность жизни.
Большинство людей скептически относятся к возможности человеческого бессмертия, хотя другие утверждают, что 200 лет при нынешних темпах прогресса - это слишком долго для человечества, чтобы достичь такой цели. Они же считают, что при неопределенной продолжительности жизни произойдут невиданные доселе прорывы.
С другой стороны, климатологи предупреждают о разрушительных последствиях, которые может нанести цивилизации глобальное потепление, если вовремя не сократить выбросы парниковых газов. Есть и другие риски, способные оборвать траекторию развития человечества.
Конец прогнозированию?
Как разработать план выхода на пенсию в таком запутанном контексте? Как делать прогнозы в эру четвертой промышленной революции?
По подсчетам Глобального института McKinsey, половина сегодняшних видов трудовой деятельности может быть автоматизирована к 2055 году. Журнал The Economist публикует статью о квантовых компьютерах. В ней сказано, что такие машины уже через пять лет могут выйти на коммерческий уровень.
Какие из этого можно сделать выводы? Перевернут ли квантовые компьютеры все с ног на голову? "Компьютеры смогут „пережевать“ и „выплюнуть“ расчеты, для которых суперкомпьютерам настоящее понадобились бы тысячелетия", - пишет издание. Как это повлияет на работу и другие аспекты человеческой жизни, сказать невозможно.
Наряду с антибиотиками и самолетом
Еще одна масштабная тенденция - виртуальная реальность (ВР). Можно ли предсказать последствия, которые беспрепятственное и массовое распространение ВР окажет, скажем, на гигантов индустрии развлечений или телекоммуникаций?
Постоянные изменения компаний в индексе Fortune 500 говорят сами за себя. Однако если сложно прогнозировать, какой стартап будет иметь успех, а какой - нет, то можно точно сказать, что ускорение смены компаний в списке индекса продолжится.
Большая часть неопределенности берет свое начало в явлении, описанном Майком Ли. Он утверждает, что следующие два века обещают по крайней мере 150 прорывных инноваций, похожих на те, которыми когда-то стали паровой двигатель, антибиотики и самолет.
Хотя эта цифра действительно поражает, в полной мере понять ее смысл позволяет тот факт, что в течение последних пяти тысячелетий человечество достигло вдвое меньшего.
Ускорение роста технологий, которое удваивается каждые 200 лет со 1400
Создание телеграфа, интернета и смартфонов изменили мир каждого поколения, которое стало свидетелем этих процессов. Если изобретения такого масштаба будут появляться дважды в десять лет, а не раз в столетие, прогнозирование станет бесполезным делом.
Однако и сейчас речь не идет о том, чтобы знать наверняка, какие крупные прорывы разрушат нынешние экономические модели и навсегда изменят жизнь людей. Речь идет лишь о прогнозировании взаимодействия и наслоения этих изобретений.
Адаптация к неопределенности
Чем раньше человечество поймет, что долгосрочное прогнозирование становится устаревшим подходом, тем лучше оно сможет справиться с новой реальностью. Компании уже нанимают директоров по инновациям и способствуют развитию предпринимательской культуры.
Возможно, будет положен конец бизнес-стратегии в классическом понимании, а вот стратегическое планирование и планирование сценариев, вероятно, предложат бизнесу лучшие методики для адаптации и принятия решений в меняющейся среде.
"Дикие спекуляции" касательно ускорения технологического прогресса вряд ли можно назвать новым трендом. Когда-то новостями про автомобили пугали владельцев лошадей, а автоматизация заводов обещала устойчивую и массовую безработицу.
Каждый раз, когда мы пытаемся предсказать будущее с контекстным осознанием настоящего, мы боремся с ограниченностью воображения или обесцениваем понимание того, что неизвестное является непознаваемым по определению.
Когда автомобили заменили лошадей как основное средство передвижения, конец света не наступил. Многие профессии канули в Лету из-за предыдущих промышленных революций, однако им на смену пришло много новых рабочих мест.
Тем не менее, в этот раз, учитывая качественно иной характер научного прогресса, следует допускать не только сценарий будущего "с работой", но и "безработный" сценарий.
Если эра пост-прогнозирования уже начинается, то что это будет означать для простых смертных и как с этим справиться?
Возможно, следует смириться с неопределенностью и оставаться открытыми к технологическому прогрессу.
Думая же о пенсионном планировании, следует помнить, что стоимость биткоина превзошла стоимость золота, Дубай планирует ввести автономную летающую службу такси, а компания Airbus представила концепцию беспилотного дрон-автомобиля.
Так что тем, кому до пенсии больше, чем одно десятилетие, можно прекратить планирование и начать наслаждаться предвкушением неопределенного, но безусловно интересного будущего.
Оригинал материала: We're moving fast. But nobody knows where we're going.