Ирина Ролдугина: Гомофобия помогает поддерживать в России режим ненависти
17 мая - Международный день борьбы с гомофобией. Историк Ирина Ролдугина рассказывает в интервью DW о том, как возникла гомофобия в России, и о том, почему власть поддерживает ее.
DW: Как развивалась гомофобия в России в ХХ веке? Когда в России стали столь нетерпимы к людям с нетрадиционной ориентацией?
Ирина Ролдугина: Гомофобия - довольно сложное явление. У нее много источников, она зависит от множества факторов, значение которых может меняться в разные исторические периоды. Но если сравнивать русское Средневековье и Россию раннего нового времени с Европой, то окажется, что как раз Европа была тогда гораздо более гомофобной. В России не зафиксировано ни смертных приговоров за "мужеложство", ни сколько-нибудь крупных скандалов и громких судебных процессов, как в Европе конца XIX - начала XX веков. Вспомните, например, дело Оскара Уайльда.
Впрочем, делать вывод об особой толерантности России было бы преждевременно. Дело в том, что формы контроля на огромной территории страны имели совершенно другую специфику. На мой взгляд, современный гомофобный режим в России, с такой легкостью подогреваемый властями, начал формировался в сталинское время и тесно связан с тюремно-лагерной тематикой и иерархиями, которые царили за колючей проволокой. Современная гомофобия связана с лагерным прошлым страны. Впервые в таком масштабе люди столкнулись с однополыми контактами, попадавшие в сталинские лагеря, причем по большей части насильственными.
- Какой была политика Сталина по отношению к гомосексуалам?
- Сталин вернул статью за однополый мужской секс в 1934 году, затем были запрещены аборты, усложнена процедура разводов. Но что интересно, в отличие от противоабортной кампании - публичной и громогласной - статья "мужеложство" вводилась практически незаметно для публики. Массовые аресты гомосексуалов Москвы и Ленинграда осуществлял 4-й секретно-политический отдел ОГПУ. Правда, власти ни в 1930-е годы, ни позже не ставили задачу уничтожить всех гомосексуалов или упрятать их в лагеря, как это было в нацистской Германии. В конечном счете, гомосексуальность стала еще одним рычагом давления на человека, которым широко пользовалась советская власть. Известно также, что КГБ активно пользовалось этим для шантажа или выдворения из страны иностранных дипломатов и студентов. Уголовной статьи в отношении женщин в СССР не существовало, но лесбиянство считалось патологией, лесбиянок принудительно лечили, исключали из общества на самых разных уровнях социальной иерархии.
- Владимир Путин не вводил уголовное наказание за мужеложств. Значит, историческая схожести между политикой Путина и Сталина здесь нет?
- На мой взгляд, Путин, хотя и не ввел уголовную статью, руководствуется похожей логикой. Закон о запрете "гей-пропаганды" распространяет представление о гомосексуальности как о чем-то преступно-патологическом, чего нужно стесняться, что нужно прятать. Даже если судить по открытым источникам, то мы увидим, как выросли преступления на почве ненависти к гомосексуалам. А ведь более или менее полной статистики таких преступлений в России не существует. Во-первых, о преступлениях редко заявляют, во-вторых, полиция часто "не видит" мотива ненависти.
Думаю, что именно в этом и заключался главный смысл закона: как можно сильнее поляризовать общество, делать все для выделения "неполноценных" групп граждан, канализировать низкие человеческие инстинкты, направив их на самые уязвимые социальные группы под прикрытием риторики "традиционных ценностей". Для власти гомофобия остается очень удобным инструментом возгонки ненависти в стране.
- 17 мая - День борьбы с гомофобией. В этот день в 1990 году гомосексуализм исключили из международного реестра болезней. Тем не менее, гомофобия распространена не только во властных кругах, но и на уровне общества. Почему общество в этом смысле солидарно с позицией власти?
- Я думаю, что основное свойство гомофобии заключается в том, что она мобилизует ненависть, иногда в очень страшных форах. Но на самом деле с ней вполне реально бороться - она не неизбывная и не "врожденная". Посмотрите на Голландию, где когда-то однополые контакты карались смертной казнью. Посмотрите на США, где люди одного пола вступают в брак и пока, в общем, нет признаков того, что они на пороге объятия адским пламенем. Напротив, общество выглядит намного более органичным и свободным. Я думаю, что если бы в России не существовало целенаправленной гомофобной травли, полиция была бы более профессиональна и менее коррумпирована, а школа свободна от мракобесия, мы бы сейчас с вами не говорили о гомофобии российского общества как, увы, о чем-то само собой разумеющемся. Я бы сказала, что у нас такая особенная власть, для которой режим ненависти является оптимальным для выживания и удержания своих позиций.