Financial Times: Несмотря на перемирие, будущее Украины - в руках Путина
Выступая на открытии международной конференции «Ялтинская европейская стратегия» в Киеве в пятницу, президент Украины Петр Порошенко объявил о том, что в стране впервые с начала конфликта прошел день без единого выстрела. Это говорит о том, что предусмотренное Минскими соглашениями перемирие наконец начинает действовать.
Вместе с тем, когда украинскому президенту задали вопрос о том, что случится если не будут выполнены другие условия, предусмотренные Минскими соглашениями - к примеру, Россия откажется выводить свои войска и тяжелую технику, конкретного ответа не последовало. Президент высказался достаточно туманно - он стал настаивать на том, что никаких альтернатив выполнению всех без исключения пунктов соглашений нет; пояснять, что он планирует делать в случае, если они так и не будут выполнены, Порошенко не стал.
Тем не менее, украинский лидер заявил, что испытывает по поводу нынешней ситуации в Украине «сдержанный оптимизм». Более того, Порошенко также отметил, что «время - на стороне Украины, а не России» - несмотря на серьезный кризис, поразивший украинскую экономику.
Однако если Россия все же решится всерьез начать новое наступление в Восточной Украине, преимущество будет на стороне Москвы, а не Киева. Как отметил, в том числе, и сам Порошенко, военный бюджет России в тридцать раз превышает украинский. В таком контексте наиболее важным аспектом конфликта по-прежнему остается вопрос: «Что планирует Путин?»
Мнения прибывших на конференцию политиков и экспертов на этот счет разделились. Оптимисты напоминают, что российская экономика также переживает не лучшие времена, и поэтому Москва вряд ли станет развивать наступление на востоке Украины и рисковать при этом принятием новых санкций, предпочитая снижать напряженность в Украине и отвлекать внимание мирового сообщества на Сирию. Пессимисты же - которых на конференцию прибыло гораздо больше - убеждены, что Москва лишь взяла тактическую паузу, и что Владимир Путин в своем предстоящем выступлении на Генассамблее ООН скорее всего попытается представить Россию важнейшим мировым игроком, от которого зависит мир в Сирии.
Отдельной проблемой для россиян остаются санкции. В конце года ЕС должен будет принять решение о том, необходимо ли продлевать экономические меры против Москвы, и заявления Парижа о том, что эти меры можно было бы и ослабить, были встречены в Украине с беспокойством, а в России с ликованием. Российская сторона вряд ли захочет, чтобы ключевое решение касательно санкций принималось на фоне ожесточенных столкновений в Восточной Украине.