Россияне, руководившие сепаратистами в Украине, ведут роскошную жизнь в Москве
В прежние времена залы ресторанов мгновенно пустели, когда туда входил Александр Бородай со своей ватагой вооруженных людей в камуфляже. Но то было в Донецке в 2014 году, когда Бородай был премьер-министром сепаратистского правительства.
Теперь он вернулся в родную Москву и, по его словам, снова работает пиар-консультантом. Метаморфоза почти невероятная.
Когда конфликт в Восточной Украине перешел в состояние пата, сотни добровольцев вернулись в Россию, а первые лидеры повстанцев (многие - уроженцы России) снова живут в Москве с комфортом и все чаще появляются на публике.
Бородай сказал в интервью, что не был в Донецке с октября, а теперь занимается восстановлением своей консалтинговой фирмы. Бизнес идет плохо. Несколько международных компаний - какие, он умолчал - разорвали контракты, когда США и ЕС наложили на него санкции.
В связи с гибелью малайзийского самолета в июле 2014 года Запад обвиняет Россию и лидеров повстанцев, в том числе Бородая, в том, что они снабдили повстанцев изощренными системами ПВО.
Если Бородаю предъявят обвинения, поедет ли он на суд в Нидерланды?
"У меня нет ответа. Поживем-увидим, - ответил Бородай. - Для меня эта история давно осталась в прошлом, и я сделал все, что счел нужным и необходимым, для поддержки полноценного расследования".
Экс-премьер-министр ЛНР Марат Баширов руководит в Москве несколькими фирмами в области government relations - связи с государственными органами власти, а также председательствует в комитете по government relations в Российской ассоциации менеджеров, как сказал ее официальный представитель.
Бывший полевой командир Игорь Гиркин теперь появляется на лекциях в обществе ультраправых националистов. Он самым эффектным образом отклонился от прежней концепции - обвиняет Россию в том, что она бросила сепаратистские республики, которые помогла создать в Украине.
"Деревенский сумасшедший", - сказал Бородай с улыбкой. Он утверждал, что его вооруженная охрана была вынуждена связать Гиркина, чтобы вернуть его в Россию.
Скептики, а их немало, говорят, что Бородай либо получает деньги от России, либо является сотрудником российских спецслужб. Он отрицает оба обвинения. Но он сказал, что передавал информацию из Донецка Владиславу Суркову, кремлевскому аппаратчику, который, по слухам, курирует политику России в отношении Украины.
Некоторые полагают, что российская поддержка добровольцев, воюющих в Украине, чревата нестабильностью или непредвиденными негативными последствиями. Например, вскоре в Москве будут судить бывшего сепаратиста-снайпера за убийство двух полицейских. ФСБ выкопала на украинской границе ров, который должен противодействовать контрабанде оружия.
Но четких примет того, что добровольцы несут непосредственную угрозу для России, пока нет.
Американский эксперт Марк Галеотти считает, что добровольцев не так-то много. "Думаю, российской стороне стоит больше опасаться солдат, которые возвращаются обратно" (с Восточной Украины), - добавляет он.