Праздник Рождества Божией Матери: что нужно знать и в чем его тайный смысл
Праздник Рождества Божией Матери, который православный мир отмечает 21 сентября, - это праздник величайшей любви. Кто-то спросит, в чем выражается эта любовь, в чем же величие? Давайте вспомним историю праведных Иоакима и Анны, которые, 50 лет прожив в браке, не имели детей. Они были из знатных родов, из семьи царя Давида, были обучены церковной жизни того времени и богаты. На каждый праздник отделяли от своего имущества две части - на нужды церкви и нужды нищих. Однако, несмотря на все эти добродетели, Иоакима и Анну окружающие считали "презренными в глазах Бога и людей". В древние времена семья, которая не имела детей, считалась едва ли не проклятием за непомерные грехи. В ОЖИДАНИИ ЧУДА. По преданию, первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что тот был бездетным. "Не должно принимать от тебя дары, - говорил он, - потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи". Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря: "Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что ты недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства". Для еврея ничего не могло быть страшнее подобных слов. Потому семья Иоакима и Анны жила в слезах и печали, но не в отчаянии. Они жили молитвами и ожиданием чуда - Бог не оставит их! В своих молитвах Анна пообещала, что если родится ребенок, она отдаст его на служение Богу. Зачем же тогда рожать? - спросит современный читатель. Положа руку на сердце, мы рожаем дитя себе как опору в старости, чтобы у нас были дети, как у других, чтобы ходили в школу, институт, женились, рожали нам внуков. Но вот так долго ждать малыша, чтобы потом отдать его, да еще и в раннем возрасте? Для современного родительского ума это просто непостижимо! Вот оно - величие любви, которое проявляется в такой самоотдаче.
Тогда явился плачущей Анне ангел Господень и сказал: "Анна, Анна! Услышана твоя молитва, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария". Анна поклонилась и сказала: "Жив Господь! Если родится у меня дитя - я отдам его на служение Богу". После радостная Анна пошла в иерусалимский храм, чтобы поблагодарить Господа. В то же самое время ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал: "Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дочь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое".
СИЛА - В НЕМОЩИ. "Слушая историю Иоакима и Анны, мне порой задают вопрос, почему Бог не давал им детей, ведь они были праведными? Может ли быть этому какое-то объяснение? - говорит наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел. - Святые отцы говорят: пока в человеке горят страсти, Господь не вступает в свою силу. Бог дал нам право выбора. Пока ты молод и говоришь: "Я смогу родить! Справлюсь сама", Он смотрит на твои усилия - хватит ли их. А вот когда уже сил нет, когда ты уже немолод и не то чтобы рожать - ходить сил уже не хватает, вот тогда Господь приступает к исполнению прошения. Обратите внимание, Авраам и Сарра, Захария и Елисавета - все они долго не имели детей и зачали в преклонном возрасте. Как сами могут родить почти столетние Иоаким и Анна? Но что нельзя людям, возможно Богу. Им побеждаются естества уставы. У меня был случай. Пришла ко мне на духовную беседу 54-летняя женщина и говорит: "Здоровье ухудшилось, врачи думали, что раковая опухоль, а когда прошла УЗИ, выяснилось, что я беременна и ребенку пять месяцев! Что мне делать, владыка? Я, может, и умру скоро, а тут - дитя! Муж сказал: "Рожай", а сын добавил: "Мама, мы его вместе вырастим! Или ты будешь убивать то, что Господь тебе дал?". Когда у человека иссякают надежды на себя - Бог вступает в своей благодати. Неслучайно сказано: "В немощи человеческой сила Божия исполняется".
ПОЧЕМУ ЧЕСТНЕЙШАЯ ХЕРУВИМ?
"У Божией матери было дивное рождение, позже было дивное вхождение во храм, когда ей было лишь три года, - говорит владыка Павел. - Она сама поднялась до самой верхней ступени и была введена первосвященником во святая святых - к жертвенному престолу, в самую сокровенную часть храма, куда только раз в год мог входить первосвященник. Он приносил жертвенную кровь животных и окроплял ею престол. Захария и сам не знал, почему повел туда Марию. Все дивились, но таково было веление Божие. В таком юном возрасте Марии служили ангелы. Ей приносили огненную пищу, беседовали с ней. О чем - никто не ведал, не мог понять и даже услышать. Об этом говорит святое предание церкви. То есть Дева Мария была выше ангелов. Но, она не ангел, она - человек. Она имела плоть, она страдала, переживала и умерла. Ангелы не могут этого. Но Сын ее воскрешает и забирает к себе.
Конечно, в храме тоже не знали, кто на самом деле Дева Мария. Как не знали, что Мессией станет Иисус из Назарета. Евреи ждали Мессию, но не такого, как Христос. Они ждали завоевателя. Потому даже при Его жизни многие люди не понимали, кто перед ними. Тем более не думали, что Мария станет матерью самого Бога. Тем более что она дала обет безбрачия. Когда Мария достигла 14 лет и не могла быть в иерусалимском храме, Иоаким и Анна уже умерли, и стал вопрос: как быть Деве Марии. На собрании священники обратились к Богу с молитвой, показать им, с кем Мария могла бы быть, не нарушая своего обета. Господь показал чудо - зацвел жезл 80-летнего Иосифа, мужа из рода Давидова. Когда же Мария вошла в дом Иосифа, во время молитвы ей явился архангел Гавриил со словами: "Радуйся, Благодатная (исполненная благодати Божьей), Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Ангел возвестил, что она станет матерью Сына Божиего. В недоуменни Мария спросила, как может родить сына, если не знала мужа. И ангел ответил: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое наречется Сыном Божиим". Предавая себя воле Божией, она ответила: "Се раба Господня, да будет по слову твоему". Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком, поскольку Бог не принуждает нас ни к чему. Потом архангел явился Иосифу и рассказал о рождении Сына Божия. Кстати, неверующие во Христа иудеи называли Иисуса сыном Иосифовым. Поэтому тайна рождения была сокрыта до определенного времени. Игнатий Богоносец, который был у Спасителя на руках, так писал о Богородице: "Если бы я не видел Бога, то сказал бы, что Дева Мария - это Божество". Потому неудивительно, что к ней всегда приходили за наставлениями все желающие. Господь наделил ее такой властью милосердия и сказал: "Проси меня, Мати Моя, да не отвращуся". Честнейшая херувим - означает то, что она сподобилась стать выше небесных сил. Ангелами Господь управляет, а в Деву Марию Господь Сам входит Духом Святым, потому что она - достойнее небесных сил".
ТАЙНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА: сохранение любви в семье и благодарение за все
Рождение Пресвятой Богородицы открывает верующему человеку несколько глубинных смыслов. "В первую очередь, этот праздник показывает нам, что мы всегда и во всем должны уповать на милосердие Божие, не должны переставать молиться и никогда не отчаиваться, что бы ни говорили люди вокруг! - говорит владыка Павел. - Люди говорили об Иоакиме, что он презренный, а Господь посчитал его и Анну лучшими из живущих людей!! Если даже нас укоряют, не надо отрицать, нужно продолжать молиться. Как говорится: "Да, Господи, я свинья, да, твоя". Лучше быть в стаде Господнем, чем фаворитом дьявольским. И молиться: Господи, если я имею хоть какое-то благоволение в твоих очах, отыми от меня поношение о бесчадстве (бездетности. - Авт.). Дай мне ребенка, чтобы я могла воспитать его для твоей славы, чтобы быть мне тем деревом, которое принесет плоды". И если будет Богу угодно, то Господь пошлет ребенка. А если не пошлет, все равно должны благодарить: "Такова воля Твоя, Господи, о мне, грешной".
Также праздник рождества Богородицы говорит о семейных узах и отношениях, подобных Иоакиму и Анне. Что муж не должен обижать жену, а жена не должна гневаться на мужа. Муж должен относиться к жене с благоговением, как к своей великой сокровищнице, в которую он положит часть своей души. Муж - глава жены, а мужу глава - Христос. Семья - это сокровищница, из которой происходит продолжение рода человеческого. Нужно подготавливать к великому таинству деторождения. Это праздник матерей, праздник любви и милосердия.
ИСТОЧНИК