«Я лечу на высоте одного метра»: Финский журналист побывал у якутского шамана
Финский журналист Юсси Конттинен год назад переехал с семьей в Якутию. О местных обычаях и традициях, а также о походе к шаману, он рассказал для Inosmi.
"В Якутии мир духов по-прежнему актуален. Считается, что у всего живого и неживого есть душа - кут - или даже несколько душ", - пишет гражданин Финляндии.
До того как осесть в Якутии, он учился и работал журналистом в России семь лет, составлял путеводители по нашей стране, а осенью 2016 года отправился в Сибирь, чтобы написать книгу.
"Когда я впервые приехал в нашу деревню, водитель остановил автомобиль на вершине высокого холма. Нужно было задобрить духов: привязать ленточки к ветвям деревьев и бросить на землю блины", - местные обычаи, как видно, особенно поразили журналиста.
Кое-что новое он узнал и об отношении коренных народов к христианству. Православные церкви есть во многих якутских деревнях, но в них редко кто заходит: "Якуты избегают церквей еще и потому, что рядом с ними обычно находится кладбище. От костей покойника стоит держаться подальше".
"Я не понимаю, почему нужно просить прощения за какие-то грехи. Что же это за вера? У нас нужно быть сильным", - сказал как-то Конттинену местный житель.
Проживая в Якутии обладатель пытливого ума просто обязан побывать у шамана. Настоящих шаманов в этом краю теперь немного, но разных народных целителей достаточно. Древние медицинские практики проникают даже в современную медицину.
Например в медпункте, куда довелось однажды попасть журналисту, врач 20 минут водил над финном руками по воздуху и ставил диагноз, обмолвившись, что "все недуги идут еще от рождения", потому что журналист "вышел из утробы в неправильном положении". К чему привело такое врачевание, Конттинен пока не рассказывает.
Зато с удовольствием повествует о том, кто такие шаманы, которые странствуют между верхним миром богов, средним миром людей и нижним миром покойников. Северные верования похожи: такое же деление миров фигурировало в скандинавской мифологии.
"Два самых известных шамана постсоветского времени были эвенками из села Иенгра. Оба уже умерли. Шаман Савей скончался в 2013 году", - рассказывает Конттинен. У последнего шамана остались ученики. Один из них - живущая в Якутске Анна Софронеева. Она живет в многоэтажном доме, одевается по западной моде, а в шаманское одеяние облачается только во время обряда, который, по традиции, проводится с бубном.
Знакомство с обрядом у журналиста состоялось многозначительное: "Софронеева начала прыгать и стучать в бубен в возрастающем темпе. Это был не настоящий обряд - Софронеева лишь показывала, как он проходит. "Я лечу на высоте одного метра", - объяснила Софронеева свои прыжки. "Я чувствую, что у вас очень чистая душа", - сказала она".
Потом Коттинен заплатил ей требуемую сумму и ушел. Следующим клиентом Софронеевой оказалась женщина, которая приехала к ней за тысячу километров, из Мирного, чтобы хранительница древних знаний помогла ее попавшему в беду сыну.
Софронеева философски пожимает плечами: "Иногда получается помочь, иногда - нет".