Битва мобильных ОС: Android O против iOS 11
Не за горами финальные релизы новых версий ОС от Apple и Google, а значит, нас ждет возобновление извечного спора: какая из них лучше, у кого больше инноваций, а кто «снова украл все идеи у конкурента». Прошедшие в мае-июне презентации и вышедшие в свет беты для разработчиков позволяют сравнить последние апдейты ОС уже сейчас. Не дожидаясь осени, мы количественно оценили сильные стороны обеих систем. Несмотря на то, что они стали еще более похожими друг на друга, как мы и предполагали, каждая готовит парочку весомых сюрпризов, о которых читайте в статье.
Эргономика и управление
Сперва взглянем на то, что бросается в глаза в прямом и переносном смысле - обе операционки претерпели не самые значительные за свою историю, но все же весьма заметные изменения интерфейса. Разработчики в очередной раз попытались сделать ОС более удобными - теперь, по нашему мнению, весьма удачно.
В iOS наконец стало возможным кастомизировать центр управления (ЦУ) и отключать через него мобильный интернет, а для управления музыкой вновь нет необходимости делать дополнительный свайп. Зато в режиме «Полет» теперь не отключаются Wi-Fi и Bluetooth. Это удобно, так как при активации этого режима у вас не «отвалятся» беспроводные наушники и не потеряется связь с Интернетом.
Google для удобства доступа переместила иконки настроек и дату-время в нижнюю часть «шторки» и сделала фон светло-серым. Поисковая строка Google переехала в самый низ экрана из тех же соображений эргономики. Но, вообще-то, оба разработчика могли бы кастомизировать свои центры управления намного раньше, так что по этому пункту призовое очко не достается никому.
Изменение ЦУ iOS 11 по сравнению с предыдущей версией
Изменение ЦУ Android O по сравнению с предыдущей версией
Apple сделала смелый шаг и объединила центр уведомлений с экраном блокировки - теперь это одно пространство, которое открывается при включении аппарата или свайпом сверху на главном экране. Чтобы увидеть полный список уведомлений, нужно сделать дополнительный свайп вниз. После тапа по любому уведомлению оно пропадает из списка. А Google дал возможность разработчикам приложений группировать уведомления от одного приложения в зависимости от типа и тем ограничился. Более того, некоторые уведомления могут менять стиль в зависимости от контента: обложки альбома или стоп-кадра видео. С удобством уведомлений в iOS 11 еще предстоит разобраться, а вот Android O однозначно получает призовое очко за полезное нововведение.
Экран блокировки и по совместительству центр уведомлений iOS 11
Дифференцированная настройка уведомлений Android O на примере приложения Twitter
Купертиновцы также обновили клавиатуры как в смартфонной, так и в планшетной версиях iOS. На iPhone клавиатуру теперь можно «сдвинуть» к краю для удобства набора одним пальцем, а на iPad - вводить специальные символы, не переходя в дополнительное меню, свайпом вниз с нужной клавиши. Впрочем, и то и другое уже сто лет как есть в Android.
Прошивки Android, особенно родом из Поднебесной, зачастую имеют приложение для оптимизации использования встроенного хранилища, однако в чистом Pixel Launcher ничего подобного нет. А в iOS 11 есть: система будет предлагать варианты освобождения внутренней памяти, что очень здорово, ввиду традиционного игнорирования карт памяти. Пока неясно, как конкретно будет работать технология, но ее наличие - уже плюс, который мы и засчитываем в пользу iOS 11. И не отходя от кассы начисляем Apple еще одно очко за классический «настольный» drug-n-drop в многооконном режиме. Правда, многооконность по-прежнему предлагается только для iPad, хотя явно не помешала бы и в iPhone Plus.
iOS 11: успешная работа над ошибками и смелые нововведения
В категории «Эргономика и управление» побеждает Apple. Разработчики iOS 11 не только реализовали очевидные и необходимые функции управления, но и добавили несколько крайне полезных и нужных нововведений, которых пока нет у Android. Свежая версия ОС от Google обошлась приятными, но все же незначительными нововведениями по части интерфейса, которых явно меньше, чем у конкурента.
Приложения
Надо признаться, анонсом штатных приложений iOS 11 Apple наделала много шуму, чего нельзя сказать про Google. Начнем с очевидного: купертиновцы открыли доступ к файловой системе с помощью приложения Files и заодно внедрили в него поддержку облачных хранилищ. Но открытый Android никогда не мешал пользователям работать с файлами, а потребность в приложении Files при наличии iTunes не совсем очевидна, поэтому балл не засчитывается.
Впервые за свою историю App Store был реструктурирован и получил редизайн: теперь он больше похож на глянцевый журнал, чем на магазин приложений. Apple Music в свою очередь получил некоторую функциональность социальных сетей, например, возможность видеть, что слушают твои друзья. Google регулярно обновляет свой магазин приложений, но как правило не одновременно с релизом новой версии ОС. Поэтому за свежий взгляд на столь важные и, казалось бы, неизменные приложения iOS 11 получает балл.
Новые App Store и Apple Music в iOS 11
На самом деле, Apple обновило сразу целую кипу нативных iOS-приложений. iMessage теперь умеет отправлять/принимать деньги через сервис Apple Pay, приложение «Камера» научилось считывать QR-коды, «Заметки» - обрабатывать и превращать сфотографированные бумажные документы в электронные, «Карты» - показывать количество полос на трассе и схему помещений в зданиях (актуально в первую очередь для США). Скриншоты теперь можно сразу обработать и поделиться ими, не заходя в «Галерею». Разработчики также поработали над системными анимациями, которые особенно эффектно смотрятся на 120-герцовом дисплее нового iPad Pro (и, возможно, iPhone 8). И все это - не говоря о редизайне большей части стоковых приложений.
Приложения Android в этот раз не претерпели сколь-либо значительных изменений. Некоторые обновились по мелочи: в «Камере» можно переключаться свайпом между режимами фото и видео, а двойной тап позволяет зумить; интерфейс «Часов» теперь черный, а не темно-синий. Форму подложки иконок можно настраивать (квадрат, круг, цилиндр или капля). Доступ к виджетам каждого приложения теперь открывается по долгому тапу на его иконку, что очень удобно. И системные анимации Google тоже доработал, добавив в них законы инерции и плавности, но как это будет выглядеть в финальном релизе, еще предстоит посмотреть. Системные эмодзи стали круглыми, утратив фирменные черты «андроидности». В целом, можно сказать, поисковый гигант прилежно выполнил домашнее задание на год, но сверх этого ничего не предложил, в отличие от Apple, так что еще один балл купертиновцам.
Наглядная демонстрация обновленной анимации Android O
Обновленный интерфейс «Часов»
Отдельно отметим в версии O полностью обновленный впервые с анонса сервиса в 2014 году интерфейс Android TV - он стал более аккуратным, структурированным и понятным. Однако основной, интересующий нас конкурент этого ответвления «Зеленого робота» - Apple TV, который работает не на адаптированной iOS (как, например, Apple CarPlay), а на переработанном Front Row, части macOS. Поэтому данный апдейт в зачет Google не заносим, хотя обновление получилось весьма удачным.
iOS 11: больше изменений не во вред юзабилити
Apple показала больше обновленных приложений, а также внезапно добавила файловый менеджер. Google же выкатил добротное, но не слишком богатое обновление, в очередной раз слегка улучшив то, что у пользователей было со времен Lollipop. В целом изменения скорее косметические, никаких принципиальных изменений, тем более революций, не случилось, но количественно победу с небольшим отрывом одерживает все же iOS 11.
Инновации
Каждое крупное обновление мобильной ОС приносит ряд инноваций, но их значимость оценить сложно - требуется оценка долгосрочной перспективы. В прошлом году Google сделал акцент на виртуальной реальности, а Apple - на технологиях управления «умным домом». Оба рынка пока не получили достаточного развития для понимания того, насколько важна поддержка этих технологий в ОС. В этом году Apple включила в iOS 11 инструментарий работы с дополненной реальностью ARKit, и технология выглядит здорово, но к инновациям ее не причислишь. Что же принципиально нового предлагают нам разработчики?
В первую очередь, Apple полностью отказалась от поддержки 32-битных приложений, и это беспрецедентная история. Вероятно, в будущем та же участь постигнет и рынок Android-смартфонов, но с его фрагментированностью процесс может затянуться на долгие годы. Нельзя не упомянуть и новые алгоритмы сжатия фото и видео в iOS. Они позволят снять вдвое больше контента прежде чем заполнится место во встроенном накопителе. Впрочем, в Android-смартфонах эта проблема решается очень просто, и имя этому решению - microSD. Учитывая вышеназванные различия в специфике девайсов на iOS и Android, за обе инновации мы даем Apple одно призовое очко.
Такое сообщение получат пользователи iOS 11 при попытке запустить 32-битное приложение
Google представил не меньше интересных нововведений, и прежде всего позаботился о безопасности пользовательских данных и встроил блокировку (отключаемую) фоновых приложений. Это защитит пользователей от вирусов, считывающих личные данные (например, пароли) или вымогателей, которые блокируют интерфейс. За это Android O однозначно получает балл.
Любопытное нововведение для тех, кто отключает беспроводные интерфейсы для экономии энергии: Wi-Fi теперь сможет автоматически включаться в зоне действия заранее указанных сетей. Для реализации этой функции, вероятнее всего, будут использоваться данные о местонахождении девайса, полученные с датчика GPS. Если технология будет работать адекватно, то станет весьма полезной, так что еще один плюс в копилку Google.
Возможность заблокировать работу приложения поверх остальных на примере фильтра Twilight
Также вскоре после конференции Google I/O 2017 стало известно, что пользователям дадут возможность обновлять графические драйверы своих устройств отдельно от обновления всей системы. Это часть так называемого Project Treble, подразумевающего разделение различных программных уровней ОС для более быстрого и удобного обновления. Google получает заслуженный балл за эту новацию.
Android O: нацеленность на будущее
Google сосредоточился на главных проблемах Android - безопасность и слишком большой отрезок времени, требуемый для обновления устройств до актуальной версии ОС - и всерьез намеревается их решить. Apple же инновациями в iOS 11 решает важные, но все же сиюминутные проблемы, которые принципиально (с пользовательской точки зрения) мало что изменят. Да, приложения будут работать чуть быстрее и расходовать чуть меньше заряда. Да, в «Айфон» поместится в два раза больше фотографий, но с нынешними размерами накопителей и доступом к «облаку» это едва ли game changer. Так что по части инноваций в этот раз безоговорочная победа остается за Google Android O.
Выводы
В двух из трех категорий победила Apple, но Google взял, пожалуй, главный приз - за инновации. В целом это соответствует общей картине на арене «iOS 11 vs. Android O». Система из Купертино берет количеством, причем значительная часть нововведений, по-хорошему, должна была в ней присутствовать давным-давно. Google же медленно, но верно готовит платформу для будущих крупных анонсов - таких, как переход к новой модульной архитектуре ОС с проектом Project Treble. Хотелось бы, чтобы она появилась уже через год в Android P. Тем более на то есть веская причина: как-никак 10 лет первому Android-смартфону на рынке.