Новости и события » Общество » Как война изменила стариков в оккупированном Луганске

Как война изменила стариков в оккупированном Луганске

Как война изменила стариков в оккупированном Луганске

Есть немало людей, которые живут, видя только молодых. Глаза их так устроены. А если и скользнет взгляд по старику, то это будет как в телевизор:

- Какой колоритный дедушка!

При правильно организованной жизни люди эти эмансипировались от своих родителей еще в 18 лет, часто уехали жить в другой город. И наступает момент, когда они внезапно обнаруживают, что их родители и другие родственники - полные развалины, пишет Петр Иванов для Радио Свобода.

Причем им предлагается как-то в жизни "развалин" поучаствовать. К чему они оказываются совершенно не готовы: не обязательно в денежном, скорее в эмоциональном смысле. Например, выясняется, что им трудно выдержать разговор со своей 90-летней бабушкой, поскольку говорит она странные вещи и хочет еще более странных вещей.

При патриархальном устройстве жизни линия восприятия более непрерывна. Человек живет, по крайней мере, недалеко от своих родителей, дядь, теть, дедушек и бабушек. Для него чужая старость - не просто слово, а явление, исполненное многих подробностей, и хотя бы в теории он знает, что старость влечет за собой массу проблем, в решении которых приходится принимать участие молодым родственникам, и понемногу тренируется в этом.

Так была устроена, конечно, и луганская жизнь. В одних семьях дети вырастали и уезжали жить в дальние страны. В других - не откатывались далеко от породившей их яблони и, по сути, начинали "смотреть" своих родителей, когда тем не было и пятидесяти. Правильной считалась точка зрения, предполагавшая непременную помощь и участие детей в судьбе родственников, становящихся больными и немощными. Да никто особо и не спорил.

В 2014 году оказалось, что все эти просторные мысли о жизни - ничто перед войной. Большинство семей разлучились, и в 90 процентах случаев разлучение происходило именно по возрастному принципу. То есть младшее, активное поколение уехало, чтобы спастись и обрести новую жизнь. Старшее поколение осталось в городе, чтобы погибнуть или выжить. Но в условия выживания, конечно же, входила способность человека позаботиться о себе в самом безальтернативном смысле слова.

Сначала больным и немощным старикам пришлось уворачиваться от осколков и пуль. Обеспечивать себя пищей, водой и лекарствами в городе, где не было ни того, ни другого, ни третьего. Варить пищу на кострах, жить без электричества, а иногда побираться.

Постепенно наступала мирная жизнь. Но воссоединение семей происходило в единичных случаях.

На сегодняшний день у усредненного луганского старика нет никого, кто будет для него ходить в магазин и аптеку. Навещать его в больнице. Вызывать ему скорую помощь. Выхаживать после инсульта, инфаркта или в период старческого слабоумия. Никого, кто.... открывайте учебник по геронтологии и читайте подряд.

Причем происходит это не на почве того, что детей не сумели воспитать правильно. Сумели. Но дети вынуждены жить в других городах, чтобы заработать на жизнь себе и, если получится, на кусок хлеба старику - отцу, поскольку в Луганске пенсии ничтожны (2-3 тысячи рублей).

И тут мы с огромным удивлением обнаружили, что в наших пенсионерах таилось невероятное количество жизненных сил, о чем трудно было подумать до войны, когда они отказывались жить на третьем этаже в доме без лифта.

Во-первых, обнаружилось, что индивидуализм - враг пожилого человека. Пенсионеры организовались ради решения бытовых вопросов. Кстати, произошло это не в 2014-м. Тогда еще вынашивались какие-то надежды на скорое возвращение молодых родственников. Во-вторых, среди луганских пенсионеров теперь практически отсутствуют болезни, сопровождающиеся истероидной (демонстративной) симптоматикой. Давать яркую картину болезни, упреки, жалобы, обвинения совершенно некому. Публика отсутствует. "Скорая" и участковый теперь вызываются даже реже, чем в мирное время. Госпитализируются пожилые граждане тоже не очень охотно, поняв, что медикаменты приходится покупать за свой счет.

Найм сиделки возможен, но стоимость сильно превосходит доходы как самих пенсионеров, так и денежные излишки их эмигрировавших детей. Так что и этим не злоупотребляют. Оказывается, что сиделка мало кому и нужна-то (а в мирное время казалось другое).

Выводы делать рано. Но все же есть мысль, что эмоциональное зависание семьи над некоторыми пожилыми пациентами - это некая роскошь, продиктованная возможностями мирного времени, но с другой стороны, играющая и плохую услугу в картине болезни старика. Не исключено, что поставленный перед необходимостью позаботиться о себе сам, он встал бы на ноги и пошел в аптеку, хотя и проклиная при этом "покинувших его неблагодарных детей". Однако же Париж стоит мессы.


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

вчера 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх