Впечатления от Agents of Mayhem: супергеройский боевик Marvel и DC на зависть
Есть на свете игры, которым с рождения предначертано величие. Породистые, красивые, ожидаемые миллионами хиты - просто взгляните на Wolfenstein II, если нужен наглядный пример такого аристократа. А где короли, там и нищие - неудачники, которых забывают в день анонса. Зачастую они действительно ничего из себя не представляют: провалятся - поделом. Но редко-редко в мусорную корзину заочно отправляют произведения годные. Такие, как Agents of Mayhem.
Поверить в это сложно: смотрится новый экшен от Volition (создателей Saints Row и Red Faction) как корейский free-to-play шутер, которому самое место на помойке. Мультяшная стилистика, дюжина невменяемых персонажей, открытый мир, прокачка... Сюда бы еще темный лес да лутбоксы для полноты картины. Но первое впечатление ложно. Только не спешите крутить пальцем у виска: на днях «Бука» устроила длительный пресс-показ, во время которого мы лишний раз убедись, что внешность - штука обманчивая.
Нехороший, плохой, злой
Будущее. Человечество изобрело телепортацию и говорящие машины. Правопорядок защищают неподкупные роботы. Даже бандитские формирования выясняют отношения не с помощью больших пушек, а чемоданами денег. Жизнь прекрасна? Как же! Технический прогресс принес новую напасть: мегаломаньяков с претензиями на мировое господство. Имя им - ЛЕГИОН.
Раз из теней вылезли суперзлодеи - найдутся и супергерои, верно? Защитники слабых, борцы за справедливость без страха и упрека? Только не сегодня. Поставить мерзавцев на место взялась организация с говорящим названием ХАОС - сборище отморозков с большими пушками и связями в высших кругах. Готовы примкнуть к их славным рядам, железной рукой навести порядок в Сеуле, вытравить огнем и мечом приспешников и легионеров Доктора Вавилона? Тогда добро пожаловать в мир, где нет хороших, есть только плохие и очень плохие.
Дальний родственник
Сурово? Мрачно? Ха. Знакомых с творчеством Volition подобный зачин не удивит: студия славится хулиганским подходом и умением доводить до абсурда знакомые с детства сюжеты. Вон, в Saints Row IV закоренелый бандит добрался до президентского кресла, моментально нашел лекарство от рака и одной левой уничтожил целую расу пришельцев. Чем Agents of Mayhem хуже?
А ничем. Новый экшен студии выворачивает концепцию супергеройских комиксов наизнанку: в нем нельзя снимать кошек с деревьев, да и старушек через дорогу не переведешь. Вместо этого - сплошные погони и взрывы, стрельба средь бела дня и горы трупов по ходу «миротворческих» операций. Когда-нибудь задумывались, во что превратится Метрополис после злоключений Супермена? Вот он, долгожданный ответ.
Кто-то назовет параллели авторским почерком, но сходство с предыдущими тайтлами команды объясняется куда проще: на самом деле новинка - не новый бренд, а сиквел/спин-офф той самой Saints Row. И это при том, что в четвертой части серии голубую планету уничтожили. Но нет такого сюжетного тупика, из которого нельзя выбраться при помощи чудодейственного реткона! В данном случае подсобила одна из концовок Saints Row: Gat out of Hell - та, где Джонни Гэт попросил Всевышнего перезагрузить вселенную сериала, начать жизнь с чистого листа. Сказано - сделано, получите, распишитесь.
Многие фанаты такому повороту наверняка не рады: требуя устами Гэта ребут, ждали они совсем иного - не уничтожения банды «Святош», а возвращения к истокам, к атмосфере и настрою более-менее вменяемых двух первых частей. Не дождетесь. Agents of Mayhem «всего лишь» развивает некоторые идеи поздних (откровенно безбашенных) выпусков - довольно толково, надо признать.
Война за мир
Общая суть не изменилась: агенты путешествуют по городу-декорации, выполняют поручения («убей вражеский патруль», «взорви машину», «освободи заложника»), открывают новые сюжетные задания, преследуют какого-то определенного суперзлодея на протяжении продолжительной цепочки миссий. И так до победного, пока зло (хорошо, еще большее зло) не окажется в гробу.
Отличий от предшественниц, меж тем, тоже хватает. Полиции, например, нет и в помине, а спорткар главных героев (говорящий, ко всему прочему) практически всегда под рукой: нажми волшебную кнопку - и он, родимый, уже в пути. Но самое впечатляющее - число действующих лиц.
В Agents of Mayhem нет единого протагониста: есть 12 (+ DLC) персонажей. Каждый со своими особенностями, достоинствами и недостатками: тут и «танки», и стрелки, и инженеры - словом, юниты на любой вкус. Более того: на задание полагается брать не одного, а трех агентов сразу. «А, так это тактический шутер?» Нет, командовать AI-солдатами нельзя. «Кооперативный экшен, значит?» И снова нет, Mayhem (почему-то) заточена под сингл. Все куда хитрее.
Игрок руководит всеми подчиненными одновременно, переключаясь между бойцами на лету, словно они не люди, а оружие. Нужен автоматчик-универсал? Берем наглого парня по имени Голливуд, всегда пригодится. Требуется снайпер? Не вопрос, колесиком мыши моментально переключаемся на лучницу Раму. Хочется ближнего боя, желательно с дробовиком? Хардтэк, твой выход! Кого-то ранили? Что ж, самое время восстановить силы на скамейке запасных, пока коллеги попеременно месят неприятеля. На словах система звучит странно, неудобно, излишне вычурно - а привыкаешь к ней буквально за минуты.
Благодаря возможности чередовать персонажей прямо во время перестрелки каждый бой с ЛЕГИОНом так и тянет превратить в яркую, почти комиксовую потасовку. Зачем отсиживаться в укрытии, уныло ожидая регенерации, когда можно прыгать, скакать, стирать гадов в порошок и получать за это желанный опыт. К чести злодеев, они тоже не совсем дураки: и суперприемы используют, и по крышам улепетывают, если дело пахнет керосином. В команде разве что не работают, но с ними и так приходится несладко. А если много шалить (читай - взрывать чужой транспорт и давить пешеходов почем зря), на героев выпустят полноценного босса. Что, как ни странно, только мотивирует продолжать сеять хаос: управляем-то мерзавцами, чего стесняться? Лишние XP на дороге не валяются.
Иными словами, это не бюджетная индокитайская MMO, как кажется после трейлеров и геймплейных видео. Скорее внебрачный сын Saints Row IV (суперспособности + прокачка + открытый мир) и Overwatch (набор уникальных героев с суперспособностями и концепция игрового мира с разделением на две противоборствующие фракции). Звучит пугающе, но монструозный гибрид не на шутку цепляет: носиться по Сеулу и сеять разрушения во имя добра удивительно приятно. На сюжет плевать - там никаких откровений не наблюдается - герои просто неплохие, зато военные действия ух как затягивают, а это главное. Не успеешь оглянуться, на часах уже не полдень, а пять вечера.
Один в поле
В то же время Agents of Mayhem, со всеми ее сильными сторонами - вроде обилия диалогов, приличного юмора и отличной анимации - немного напрягает. Все портит отсутствие режима кооперативного прохождения. Разработчики на пару с издателями мотивируют отказ от мультиплеера довольно странно - дескать, у персонажей есть внятные образы, а игра по сети не позволит насладиться ими во всей их красе. Хорошо, а как быть с Saints Row, которую от и до можно было пройти на пару с другом? Парадокс.
И ладно бы это был просто каприз на пустом месте - AoM ощущается так, будто в ней просто обязан быть кооп. Даже структура сюжетных миссий соответствующая: герои спускаются в безликую подземку, там из-за каждого угла на них выскакивают враги-«мочалки», которых надо долго и упорно поливать свинцом. Иногда из-под земли вырастают боссы, не менее толстокожие. Состригая мало-помалу их гигантские линейки здоровья, только и мечтаешь о лишней паре рук. Ан нет. Agents вынуждает действовать в гордом одиночестве, создавая иллюзию командной работы. Впечатлений это особо не портит (нет времени думать, надо стрелять!), но печалит не на шутку.
Неудачники по жизни
Впрочем, есть еще один повод для грусти: с такой рекламной кампанией (по вине которой многие потенциальные покупатели даже не в курсе, что шутер вовсе не многопользовательский) «Агентам» грозит тихая гибель и забвение через пару недель. Впрочем, не будем пессимистами: может, все наладится, и 14 августа (18 в Европе) Agents of Mayhem станет хитом. Скрестим пальцы на удачу.
Автор текста: Игорь Ерышев