Новости и события » Культура » Гостьи из будущего: футуризм в новых коллекциях

Гостьи из будущего: футуризм в новых коллекциях

Гостьи из будущего: футуризм в новых коллекциях

Фантазеры прошлого придумывали, как будут выглядеть люди будущего. В современных коллекциях цитаты культовых показов, фильмов или видео больше не работают

Текст: Татьяна Соловей

Коллаж: @SIDUATION

Синхронно с показами сезона осень-зима - 2017/2018 мир увлеченно обсуждал результаты пресс-конференции NASA, состоявшейся 22 февраля 2017 года. Ученые представили информацию о семи планетах, которые находятся за пределами Солнечной системы. Три из них потенциально пригодны для жизни. У них две луны на небосклоне, живописные закаты, а лететь к ним 39 лет со скоростью света.

За три недели до этого астронавт Базз Олдрин - второй человек, побывавший на Луне, закрыл показ мужской коллекции Ника Грэхэма «Жизнь на Марсе»: дизайнер фантазировал, как в 2035 году будут выглядеть покорители планеты. Приглашенный гость - Билл Най, директор Планетарного общества, которое занимается исследованием космоса и популяризацией науки, - разъяснял, как с научной точки зрения могут происходить такие путешествия в ближайшем будущем. Через две недели после конференции показ новой коллекции Chanel прошел вокруг космической ракеты, спровоцировав появление термина rocket-a-porter.

Фантазии о расширении жизненного пространства перекликались с определениями трендов сезона. Среди главных тенденций - цитаты моды эпохи 60-х, помешанной на космосе.

В 1961-м (год полета Юрия Гагарина в космос) Андре Курреж после 10 лет работы в Доме Balenciaga основал собственную марку и начал делать одежду для работающих женщин, которых считал не только настоящим, но и будущим планеты. Благодаря своему огромному интересу к теме космоса Курреж даже был приглашен на военную базу США (мыс Канаверал, Флорида), откуда происходили запуски космических кораблей NASA. Он был первопроходцем моды, которую мы привыкли называть space-age или ретрофутуризмом. Это одежда из экспериментального пластика и винила, комбинезоны, похожие на скафандры, и белые ботинки, напоминающие изящную версию лунохода, мини и А-силуэты, металлические диски и фосфоресцирующие поверхности - словом, позитивно настроенный на будущее и базирующийся на эстетике модернистов 20-х космос, который всплывает в памяти вместе с именами Пако Рабана и Пьера Кардена, фильмами Кляйна «Кто вы, Полли Магу?» и Кубрика «Космическая одиссея - 2001» и съемками Ирвина Пенна для Vogue.

Нарратив подкрепляется фактами из научной фантастики. Станислав Лем говорил о напыляемой одежде, Джордж Мартин - о вещах-хамелеонах, Филип Дик - о камуфляжном костюме, постоянно меняющем внешность владельца, Джеймс Грэм Баллард - об одежде из биоткани, которая могла трансформироваться в зависимости от настроения человека.

Запала и восторга эпохи, нацелившейся на полеты в космос, хватает до сих пор. Межгалактический гламур и цитаты костюмов Джейн Фонды из «Барбареллы», созданных Пако Рабаном, были в сезонной коллекции Gucci, детали костюмов из области научной фантастики - у Proenza Schouler, блестящие стеганые материалы для скафандров - у Chanel, облегающие трико неоновых оттенков и винил - у Courrèges.

Кроме мира позитивных проекций 60-х, есть место и для цитат киберпанка 80-х - мрачных фантазий о будущем, которое наступит после техногенной катастрофы. Коллекция Канье Уэста Yeezy и то, как в модное рваное или прозрачное пластиковое выряжается все семейство Кардашян, - смесь «Безумного Макса» и «Пятого элемента». Суперженщины из мира комиксов материализуются в коллекциях Y/Project и Saint Laurent, героини японских манга - в круизной коллекции Louis Vuitton, показ которой прошел в музее Miho под Киото - идеальной декорации для саги в духе научной фантастики. Однако все это не тянет на прогноз одежды людей будущего - сезона максимум.

Наблюдать, как подиумная мода реагирует на очередные космические открытия и появление новых технологий, довольно комфортно - потому что это происходит в режиме future in the past. Все что-то напоминает и по этой причине не так пугает - в отличие от размышлений о том, как изменится значимость человека в эпоху гаджетов. Однако стоявший на первом плане вопрос «как выглядит?» плавно отходит на второй. тысяч литров воды и 8 тыс. л химикатов в среднем затрачивается на производство одежды из 1 кг хлопка (необходимых на пошив одной пары джинсов), при этом выделяется 23 кг парниковых газов. 25 % химикатов, производимых в мире, используется в текстильной индустрии (по данным репортажей агентства McKinsey). Окраска хлопка привела к экологической катастрофе в Индонезии: по сообщениям Гринписа, 68 % промышленных предприятий у реки Читарум производят текстиль. По статистике Международной организации труда, в индустрии пошива одежды во всем мире задействовано 246 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет - в основном в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке. Модная индустрия - вторая в списке загрязняющих окружающую среду после нефтеперерабатывающей. На фоне этих фактов вопросы об одежде будущего плавно перемещаются в научные лаборатории.

В рамках программы Global Change Award шведский масс-маркет H&M выделил 2 млн евро на гранты компаниям, которые занимаются разработкой тканей из водорослей или пищевых отходов цитрусовой и винодельческой индустрии, разведением перерабатывающих полиэстер микробов, а также онлайн-платформам, которые оптимизируют рынок обмена остатков ткани. Сам масс-маркет-гигант к 2030 году планирует перейти на переработанные и экологически чистые материалы, а к 2040-му - заработать статус экоположительного бизнеса. Корпорация Kering к 2016 году снизила выброс парниковых газов на 50 %, а общее воздействие на окружающую среду - на 40. Внутри компании уже действует программа MyEP&L, которая позволяет дизайнерам увидеть потенциальное влияние на окружающую среду от любого гипотетического продукта на основе анализа цепочки от производителя сырья до ретейлера. Мирослава Дума, начинавшая карьеру в моде как звезда streetstyle, теперь - основательница компании Fashion Tech Lab, которая будет внедрять инновационные технологии в мир моды.

Как бы пафосно это ни звучало, но главный вопрос в мире моды очень прост: как нужно одеваться, чтобы сделать мир лучше?

Гостьи из будущего: футуризм в новых коллекциях

Гостьи из будущего: футуризм в новых коллекциях

NASA


Сучасні та економічні методи зведення будівель

Сучасні та економічні методи зведення будівель

У сучасному будівництві швидкість, економічність та універсальність є ключовими факторами при виборі технологій і матеріалів. Швидкомонтовані сталеві будівлі повністю відповідають цим вимогам, завдяки чому вони набувають великої популярності у різних сферах...

сегодня 10:39

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх