Звезда путеводная: израильские дизайнеры новой волны
В рамках месяца Израиля на TrendSpace Вероника Сорин рассказывает о том, что из себя представляет израильская модная сцена.
Много ли израильских дизайнеров вы знаете? Думаю, что первый, кто придет вам на ум, будет Альбер Эльбаз - впрочем, лишь в том случае, если мир моды вызывает у вас хоть какое-либо сокращение сердечной мышцы. В ином случае, список вообще остается пустым. Тем временем, пока все разучивали имя Демны Гвасалия, мир израильской моды тоже не стоял на месте. За последние несколько лет он вырос, преобразился, и думаю, что в скором времени байеры и критики высокой моды устремят свои взоры на Землю обетованную.
Долгое время Институт дизайна Израиля выдавал странные экземпляры буйства молодых мозгов, но это больше напоминало эксцентричную выходку подростка, чем осознанный взрослый шаг. Продажный масс-маркет и громкие имена западников поработили сознание широкой фэшн-тусовки. То ли произошла смена поколений, то ли в целом тенденция поменялась, но последние годы небольшая страна, полная контрастов, стала выдавать имена, к которым стоит присмотреться.
Одним из таких можно смело назвать бренд "Мой". Расслабленный стиль, минимализм в сочетании с надписями на кириллице "Мой", "Любовь" и др. Основательница марки Илана Бухгендлер вдохновляется высоким стритстайлом и спортивным направлением. Ее одежда создана для соревнований в условиях города: марафон до работы, рывок за кофе, борьба на ковре в офисе, и все это - с гордой надписью на груди "дива". Нет, ну а что? Разве у кого-то были сомнения? Впрочем, и мужская половина не осталась без внимания, и здесь - свои, не менее привлекательные титулы "Барин", "Царь". Илане удалось и создать стиль, впитавший в себя коммерческий интерес публики, и отдать должное русской культуре.
Если "Мой" все-таки сохраняет разницу между мужской и женской линейкой, то вот братья Муслин - нет. Они адепты флюидности, в которой отсутствует понятие гендера и одно перетекает в другое. Они говорят, что их одежда поэтична, наполнена юмором и одновременно в ней присутствует культурная критика. Их главный посыл - создавать одежду, а не гендерные различия. Тамар и Ян затрагивают сложный вопрос, неразрывно связанный с культурой и историей. Если в те времена, когда Коко Шанель носила брюки, а Сен Лоран подарил женщинам смокинг, все это воспринималось как революция, как лозунг "женщина как мужчина", то сегодня это скорее рассказ о личности независимо от пола. Братья шьют одежду, подчеркивающую не маскулиность или фемининность, а человека.
Еще одним дизайнером, кто разделяет подобную идею, стал Тали Кушнир. Правда, есть довольно сильная разница в крое и подходе. Она легко балансирует между уважением к истории и внедрением современных технологий. Ее первая коллекция была отшита на основе старых выкроек. Изделия лаконичной формы, в которых отчетливо слышался отголосок социализма, шились только из старинных тканей, созданных изначально для использования в производстве сыра и палаток на старой ткацкой фабрике. Повышенный интерес к светлому социалистическому прошлому делает Тали дизайнером, к которому стоит присмотреться. И если не за модное направление, то за ее подход к деталям и трогательную наивность каждой вещи.
Большим прорывом стал Хед Мейнер. Он создает только мужские коллекции, а его показ весна-лето 2018 в Париже закрепил за ним статус дизайнера, в которого стоит инвестировать. Хэд учился в Академии искусства и дизайна в Иерусалиме, а после закончил и институт Fran?ais de la Mode в Париже. Наложение восточной и западной культурной ДНК породили настоящий феномен. Язык тела стал для него одним из ключевых факторов, и, объединяя традиции еврейской ортодоксальной одежды с военным кроем, дизайнер уравновешивает силу и уязвимость. Весенне-летняя коллекция собрала много положительных отзывов. Вытянутые пальто, объемные складки, пиджаки-кимоно, выдержанные в бежевой, серой и молочной гаммах, может и не выглядят инновационно, но их точно нельзя назвать пресными. Отдельной строкой стоит выделить заигрывание с формой: то косой крой и жесткие ломаные линии, будто разобрали палатку и быстро смастерили из нее униформу, то мягкий объем, окутывающий модель и попутно стирающий любые намеки на тело.
Но не одеждой единой. Ярким представителем дизайна аксессуаров является Тами Бар Лев. Она разработала свой неповторимый стиль, полный остроумия, но исключающий вульгарность. Все изготавливается вручную с большим вниманием к деталям, поэтому каждое изделие уникально. Преимущественно она специализируется на головных уборах - шляпках и ободках. Поэтический сюжет коллекции - первая помощь: строится вокруг темы травмы, лечения, утешения. Тут есть и типичные клише, вроде пластыря, пилюль и красного креста, и менее очевидные тюрбаны, созданные будто из перевязочных бинтов, и тонкая ирония над сопереживающими, читающаяся в шляпе с салфетками под названием "Rest in Peace". Однозначно чувства юмора Тами не занимать.
Израиль - страна хоть маленькая, но то ли по причине исторически сложившихся обстоятельств, то ли в силу географического положения тут всегда можно отыскать источник вдохновения. Эта страна удивляет каждый раз, неважно как часто вы в ней побывали. Мир моды не стал исключением, и с каждым годом появляется все больше новых имен. Да и сложно не творить там, где есть условия. Многие творческие начинания поддерживаются институтами и правительством, или как минимум другими художниками. Если вы искатель новых имен, уникальных вещей или жаждете открытий - Израиль ждет вас.