Дом со всего света: детали дома в Танжере
Керамические вазы из Тосканы, светильники из мексиканского города Пацкуаро, медные и алебастровые люстры - детали дома в Танжере.
Французский дизайнер Эрве ван дер Стратен с супругом Бруно Фризони не планировали покупать дом в Танжере - они даже не рассматривали Марокко среди возможных вариантов. Им нужен был домик у моря, предпочтительно где-то на побережье Амальфи в Италии. Но все изменилось, когда они приехали погостить к друзьям в Танжер - портовый город на севере Марокко. Здесь на глаза им попался дом на краю медины, который как раз был выставлен на продажу. Само по себе здание не отличалось особой привлекательностью: простой дом, выкрашенный в синие и желтые цвета, с лабиринтом из маленьких комнатушек. Но его месторасположению не было равных.
«У медины особое очарование, - с восхищением говорит ван дер Стратен. - Здесь можно встретить мастеров, создающих поделки из меди, джеллабы и деревянную мебель ручной работы». А еще отсюда открываются потрясающие виды. «Будто стоишь на носу корабля, - продолжает он. - Отсюда видно порт и пляж». Неподалеку находится дворец Сиди Хосни, принадлежавший наследнице многомиллионного состояния американке Барбаре Хаттон. Она проводила здесь каждое лето с 1947 по 1975 год: устраивала ежегодные балы, приглашая музыкантов со всех концов света - с Карибских островов или из Мексики, к примеру. А еще у нее был роллс-ройс с уникальным узким корпусом специально для передвижения по улочкам медины.
К счастью, ван дер Стратен и Фризони не стремятся стать центром всеобщего внимания, хотя могли бы. Фризони - арт-директор обувной марки Roger Vivier со дня ее основания в 2003 году. Среди его клиентов - Кейт Бланшетт, Катрин Денев и Леди Гага. Ван дер Стратен, пожалуй, самый успешный в мире дизайнер мебели. Его творениями - от «проросших» ветками лирических зеркал до консолей из балансирующих вопреки всем законам физики блоков - восхищаются декораторы Жан-Луи Денио, Мюриэль Брандолини и Робер Кутюрье.
Таланты пары пришлись как нельзя кстати. «Дом был в плохом состоянии, - вспоминает ван дер Стратен. - Верхние этажи изначально были построены не на совесть. По большому счету сохранить можно было только первый этаж». В процессе реставрации было решено избавиться от одной из двух лестниц и добавить цокольный этаж, где нынче находится кухня.
У хозяев не было цели создать типичный марокканский дом. «Танжер - это не Марракеш, - говорит ван дер Стратен. - Мы не собирались возводить глинобитные стены». Вместо этого они решили сосредоточиться на морской истории города и собрать в доме сувениры из поездок по миру. Идея покрыть полы мраморными плитами различных форм и размеров пришла после посещения «Дома Пилата» в Севилье, стены гостевой спальни увешаны полосатыми коврами из Сирии, черно-белые полосы в хозяйской ванной напоминают хаммам в Дамаске, а светильники над диванами в столовой изготовлены из медных чаш для подаяния, купленных в Алеппо. Подвешены они на уздечках, привезенных из мексиканского города Пацкуаро. Из Тосканы пара привезла керамические вазы, а сине-белая палитра некоторых комнат напоминает о Греции. В других царят оттенки, отсылающие к портрету Жильбера Петридиса кисти ван Донгена. Ван дер Стратен решил добавить в интерьер несколько штрихов в стиле ар-деко (например, черно-белый камин в гостиной), а также предметы своего авторства, в том числе ставшие культовыми табуреты Capsule в кабинете, стол Cumulus с основанием из сбалансированных геометрических блоков и люстру Virevolte из меди и алебастра.
Однако стоит признать, что без восточного колорита все же не обошлось. Самый яркий пример - гостиная на втором этаже, единственное помещение, оформленное в типично марокканском стиле: с расписным потолком, традиционной мозаикой zellige и банкеткой, уютно расположившейся в нише. По заказу ван дер Стратена и Фризони мастера из Феса изготовили деревянную решетку машрабия и украсили комнату искусной лепниной.
Хозяева стремились добиться, в первую очередь, ощущения смены настроений. Первый этаж с белыми сводами производит впечатление чистой, лаконичной классики. С каждым этажом цвета становятся все ярче и радостнее. Хозяева любят бывать здесь вне зависимости от сезона. Они обязательно проводят в доме часть лета, приезжают на Пасху, Рождество или на каникулы - весной или осенью. «Яркие, наполненные светом комнаты - наше любимое место летом, - говорит ван дер Стратен. - Однако не в любой сезон они уместны. Зимой мы предпочитаем проводить время в комнатах с камином и текстильной драпировкой на стенах».
Текст: Иан Филлипс.