Взгляд из России. Украина разрушила русский генетический код
Война с Украиной толкает Россию в лагерь мировых изгоев, считает публицист Лилия Шевцова. По ее мнению, попытка президента Владимира Путина «получить новую легитимацию и продлить жизнь угасающей системы» обернулась для страны «черной дырой» и сулит крах существующего режима.
Как представляется Лилии Шевцовой, Путин завел Россию в тупик, исчерпав не только внутренние, но и международные ресурсы защиты национальных интересов. Об этом публицист заявила в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки».
Виктор Васильев: Почему Россия так последовательна в своей украинской политике? К каким последствиям это ведет?
Лилия Шевцова: Пока мы еще не можем осмыслить все последствия разрушения Украиной русского генетического кода. Казалось, ну что такого – Россия лишилась одной из своих конечностей. Ведь все равно же можно двигаться! Но на деле российское самодержавие лишается важнейшего элемента своего жизненного обеспечения – своей кровеносной системы. Война с Украиной, которая стремится к правовому государству, уже самим этим фактом толкает Россию в «неправовой лагерь» и в лагерь мировых изгоев. Украина заставила Русскую систему сбросить маску европейскости, и мир увидел отвратительный оскал… Не менее важно и то, что став фронтовым государством, Украина тем самым превращается в санитарный кордон, отделяя Москву от Европы и делая Россию азиатской страной. Но ведь и в Азии Россию не ждут, разве только в роли пекинской газовой трубы. Словом, путинская попытка получить новую легитимацию и продлить жизнь угасающей системы для нас обернулась черной дырой…
В. В.: Существуют ли приемлемые варианты выхода из ситуации?
Л. Ш.: «Ничего, рано или поздно вопрос с Украиной мы решим, и наши отношения с миром вернутся в прежний формат», – успокаивают Запад придворные либералы. Уверяю вас, не вернутся! России придется существовать в ситуации недоверия и подозрительности – причем, как со стороны западного мира, так и со стороны своих якобы союзников типа Лукашенко. По крайней мере, пока мы не сможем трансформировать самодержавие и убедить мир, что при этом не сделали фейк в очередной раз…Незавидная судьба… Собственно, Путину принадлежит заслуга совершить самый серьезный стратегический провал со времен Второй Мировой войны. Он завел Россию в тупик, исчерпав не только внутренние, но и международные ресурсы защиты национальных интересов. Более того, он включил механизм самоубийства самой системы, в рамках которой работает!
В. В.: Каковы внутри России альтернативные подходы к решению украинской проблемы и могут ли они возобладать при определенных обстоятельствах?
Л. Ш.: К сожалению, в России все еще не смогли отрефлексировать процесс, внутри которого оказалась страна. Я не говорю о российском мейнстриме либо лево-правых силах, которые продолжают заниматься самозомбированием. Я имею в виду либеральные, проевропейские политические и экспертные круги. Да, среди нас, несомненно, есть ощущение несправедливости того, что Москва делает в отношении Украины, и разрушительных последствий политики России для самой России. Но в то же время ощущаются и две тенденции в восприятии «украинской темы», которые внушают если не опасения, то вопрос: что это – наивность или преднамеренное заблуждение? Одну тенденцию можно условно назвать «стыдливым имперством». Она проявляется в стремлении некоторых российских либералов все время советовать украинцам, что им делать, в попытках доказать, что они могут войти в Европу только вместе с Россией, и, наконец, в готовности некоторых из них участвовать и даже руководить украинскими реформами на местах. Хотя что российские либералы могут предложить Украине из российского опыта – опыт своих провалов? Понятно раздражение, которое вызывают у украинцев «советчики», провалившиеся в России.
Вторую тенденцию можно определить, как «объективизм», и она состоит в полном игнорировании «фактора Украины». Как будто нет войны России с Украиной, нет стремления вбросить Россию в милитаристскую парадигму – через использование Украины. «Объективисты» пытаются рассуждать в соответствие с классическим учебником политологии, доказывая, что русская система «имеет адаптивный потенциал», она «может трансформироваться и приспосабливается к новой реальности» и вообще нужно пождать раскола элит – вот тогда все образуется! Позвольте, о какой стране вы говорите? Что может сказать традиционная политология о России – какой из известных типов режимов напоминает вам самодержавие? Примеры, пожалуйста! Русская система имеет потенцию адаптации? Тогда почему Кремль начал войну, если у него есть ресурс адаптации – или это такая адаптация через войну? Тогда это нечто новое в политике. Кроме того, подобного феномена тоже нет в учебниках политологии! Раскол элит, как панацея и выход? И что принесет России этот раскол – где в элитах сторонники альтернативы? И как, скажите, тема Украины вписывается в этот аналитический пейзаж? Словом, пока мы в своем либеральном кругу не разберемся с оценкой драмы, в которой оказались, и ее реальных движущих сил, мы будем и дальше погружаться в черную дыру… Хотя некоторые, возможно, находят в этом удовольствие.