Вместо Москвы - расстрельная яма: как в Харькове НКВДисты ликвидировали слепых кобзарей (ФОТО)
В декабре 1930 года в ХАТОБе прошел Съезд народных певцов Советской Украины, куда приехали 337 незрячих кобзарей. Основной задачей Съезда был вопрос "об активном привлечении народных певцов к строительству социализма, отходу от исполнительских традиций и определение новых идеологических приоритетов".
Слепых кобзарей под поводом поездки на крупный Съезд народных певцов СССР, который должен был состояться в Москве, погрузили в поезд и вывезли на станцию Казачья Лопань. Ночью всех музыкантов вывели из вагонов в лесополосу, где уже были вырыты ямы для трупов...
Построив незрячих кобзарей в одну шеренгу, отряд особого отдела НКВД начал расстрел.
После этого, тела кобзарей засыпали известью и землей. Их музыкальные инструменты сожгли рядом.
Найти упоминание о расстреле кобзарей в газетах СССР - невозможно. Даже в архивах КГБ практически не осталось упоминаний об этом расстреле - НКВДисты "заметали следы".
История репрессий
Кобзари, как представители украинского эпоса были "костью в горле" для СССР. С первых дней Уже с первых дней утверждения в Украине власти «рабочих и крестьян» большевики устраивают настоящие облавы на слепых и немощных народных певцов и расстреливают их на месте.
Кобзарскую "проблему" большевики таким образом не смогли решить - весьма много было тогда в Украине кобзарей, очень любили и уважали их люди. И ЦК ВКП(б) решает изменить тактику - принимает ряд постановлений:
«О запрете попрошайничества», «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД», «Об утверждении репертуара в учреждениях народного комиссариата образования», «Положение об индивидуальной и коллективной музыко-исполнительной деятельности».
Кобзарей уже не расстреливали на месте, как раньше, их закидывали по тюрьмам, не давая есть-пить, а инструменты уничтожали.
Но и это мало помогало. Народу, который испокон веков питал любовь к кобзарскому искусству, насильно навязывали совсем иные музыкальные инструменты: гармошку, баян, домру и балалайку, заставляя фабрики Украины изготавливать их миллионами.
Писатели на службе у пропаганды
К травле кобзарей подключают и некоторых украинских писателей.
Микола Хвылевой призывал положить конец«закобзариванию Украины», «выбить колом закобзаренную психику народа». Но все же в зоологической ненависти к кобзарству всех превзошел Никола Бажан, сварганив поэму «Слепцы», в которой называет кобзарей «нытиками», «вонючими недоносками», а основу их репертуара - наш тысячелетний героический эпос -«проклятыми песнями».
Но не все украинские писатели были на службе у режима "совка". Павло Тычина позировал перед объективом фотоаппарата с «патриархально-националистической» кобзой, Максим Рыльский активно защищал украинских кобзарей.
И все же искоренить кобзарей большевикам никак не удавалось.
План по уничтожению
Тогда кому-то из приближенных Сталина пришла в голову «гениальная» идея: собрать кобзарей и лирников как будто на съезд и всех расстрелять, а их кобзы и лиры уничтожить.
Расстрельный съезд планировали провести еще в 1925 году, потом перенесли на 1 декабря 1927 года. Но и тогда он не состоялся. Наверное, еще не всех кобзарей зарегистрировала специально для этого созданная Академией наук УССР этнографическая комиссия.
Эта трагедия стала непоправимой для украинского кобзарства. С тех пор в селах Украины не ходили кобзари со своими песнями и думами. Остались лишь их исторические песни и музыка...