Новости и события » Общество » Дубинка расизма

Дубинка расизма

Дубинка расизма

Обложка The New Yorker, февраль 1993 Советский плакат, 1964

Есть в русском фольклоре целый слой анекдотов об иностранцах в России, обыгрывающих разницу менталитетов. Вот мой фаворит. В ЦРУ подготовили высококвалифицированного шпиона, обучили его русскому языку и забросили в Россию. Вышел шпион из лесу, подошел к избушке, дай, говорит, бабушка, молока напиться.

- Да пей, милок, у вас в Америке нет ведь натурального.

-????

- Так ты же негр...

За это слово в Америке банят в социальных сетях и увольняют с работы. Оно закрывает двери в приличное общество, как во времена маккартизма закрывались двери для всех заподозренных в коммунистических симпатиях.

50 лет прошло со времени радикальной победы Движения за гражданские права. Тем не менее в США еще существует дискриминация, и через полвека активного внедрения расовой, гендерной и всякой другой справедливости страна осознает себя обществом исчезающего среднего класса и растущей социальной пропасти. Очевидно, что элиты плохо справляются с решением системных проблем, теряют авторитет и влияние.

Во многом виной тому - культивирование жертвенности различных расово-гендерных групп. Обвинения в расизме стали одним из главных способов пропаганды. Усомнились в целесообразности зажима свободы слова в университетских кампусах - расисты. Протестуют против глобализации, уводящей за море рабочие места американцев, - расисты. Скептически относятся к бесконтрольной нелегальной иммиграции - расисты. Не устраивают либеральные политики идентичности - расисты.

Иностранные студенты на демонстрации

Расизм, как и многие другие явления американской жизни, - уникальный феномен, укорененный в местной истории. Попытки навязать нарратив расизма другим народам являются худшим примером культурного империализма. Я жил одно время в Бразилии, где межрасовые отношения совершенно иные. Американские компатриоты, пытавшиеся навязать свои понятия "аборигенам", выглядели бы глупо и смешно, почти как тот анекдотический иностранец в России, если бы их претензии не поддерживались местными выпускниками американских колледжей, грантами Госдепа и богатых НГО, а то и всей мощью американского государства. Такие же политики идентичности рулили, когда администрация Буша понесла "демократию и права человека" на Ближний Восток и в Афганистан.

Политики идентичности не действуют и на иммигрантские общины в самих Соединенных Штатах. Американские китайцы, японцы, корейцы, индийцы и другие выходцы из Юго-Восточной Азии имеют свои нарративы и в отношении "черных демонов", и по поводу "белых варваров", и относительно друг друга, что является откровенным расизмом. Но с американцами азиатского происхождения радикальные либералы предпочитают не связываться - и потому, что они небелые, и чтобы не дразнить страны их исхода, важные для либеральных сфер экономики. Голливуд, например, получает значительную часть своих доходов из Китая, а посему не позволяет себе ни малейшей критики китайского режима.

Мусульманские общины и вовсе вне критики. Исламофобия в США - серьезная проблема, но это не оправдывает либеральную травлю Маджида Наваза, Аян Хирши Али и других мусульманских вольнодумцев.

Белые иммигрантские общины куда более легкий объект для культурного империализма. Ведь белизна для многих - не просто цвет кожи, а основа системы незаслуженных привилегий, которыми белые наслаждаются по праву рождения. Эти привилегии надо отобрать и поделить, но пока этого не произошло, белым надлежит испытывать вину за свои привилегии, независимо от того, испытывают ли они расовую вражду.

Ицик Фефер, Поль Робсон и Соломон Михоэлс, 1943

Недавно находящийся под контролем демократов горсовет Лос-Анджелеса "закрыл Америку" - отменил в городе празднование Дня Колумба. Вместо него теперь будет "День коренных жителей". От протестов итало-американцев, считающих День Колумба признанием вклада их общины в строительство Америки, отмахнулись привычным обвинением в расизме.

Не остались без внимания и "русские". Нельзя сказать, что в нашей общине нет проблем с ксенофобией и отношением к нелегальным иммигрантам. Недавно известная в Нью-Йорке адвокат по иммиграции жаловалась мне, что даже своих "нелегалов" русскоязычная община не считает "своим делом".

Я и сам их критиковал не раз. Но расизм - это, прежде всего, политика властей. Если американское рабовладение и жестокие законы Джима Кроу на Юге США в 1920 - 50 гг. - это расизм, и посиделки на скамейках на Брайтон Бич или кухонные разговоры находившихся под колпаком КГБ еврейских отказников - тоже расизм, то страшное понятие расизма теряет всякий смысл.

Одним из примеров такой подмены понятий является статья историка из Огайо Максима Матусевича "Красное и черное: Загадки постсоветского расизма" на израильском леволиберальном сайте РеЛевант.

"Для... части советской интеллигенции нескончаемые обличения расизма были неотделимы от презираемой ими государственной идеологии, - пишет автор. - Это презрение нередко переносилось на объекты заботы советских идеологов, то есть на цветное население третьего мира".

Статья написана широкими постмодернистскими мазками, свободно смешивающими расизм с бытовой ксенофобией, диссидентов с еврейскими отказниками и постсоветской иммиграцией.

Малкольм Икс Анджела Дэвис с Валентиной Терешковой

Автор не приводит ссылок на исследования и архивы, которые цитирует. Но мне и не нужны архивы, чтобы оценить масштаб враждебности к "цветным" в СССР. У нас во Львовском мединституте целый корпус общежития был отведен для африканских и латиноамериканских студентов. Я часто ходил туда, дружил с ними, даже ухаживал за студенткой из Кении. Они сидели там, как в осаде. Уже после моего отъезда из СССР студентов так достали, что около полутора сот человек отправились в Москву, где устроили демонстрации протеста у посольств своих стран с требованием защитить их. Но точно так же относилась шпана и к кавказцам, да и между соседними дворами шла порой ожесточенная уличная война.

Вся эта патриархальная бытовая ксенофобия не имеет прямого отношения ни к советской власти, ни к еврейской иммиграции, ни к американскому расизму.

Не имеет она отношения и к неоднородному диссидентскому движению, где были и социалисты, и националисты, и монархисты, и сионисты, и фашисты, и представители всех религиозных течений. Статья Матусевича представляет их "расизм" идеологически подкрепленным, что-то вроде современных американских Alt Right.

"Западные борцы за социальную и расовую справедливость воспринимались скептически, представлялись эдакими "полезными идиотами" и пособниками гнобящей диссидентов и евреев советской власти".

История Поля Робсона, чье фото украшает статью, демонстрирует, что все было сложней. Этот великий американский певец и общественный деятель пользовался в кругах советских евреев огромной любовью, а пластинки с еврейскими песнями в его исполнении хранились как реликвии. О его мужестве ходили легенды - не о том, как гордо он стоял против маккартизма, а о том, как не поддался давлению советских властей и пел на идише в Зале им. Чайковского в самую глухую пору государственного антисемитизма.

Я сам попал в отказ и одно время общался со столичными диссидентами, отказниками. Их есть за что критиковать, однако попытка пришить к ним американское понятие "расизма" выглядит недопустимым для историка анахронизмом. Утверждения о "расизме" советской власти тоже выглядит, как седло на корове. В русском научном, правовом и политическом обороте давно существует понятие "великодержавный шовинизм".

Расовые беспорядки в Краун-Хейтс, 1991

Как в плохом анекдоте, в статье появляется тот самый анекдотический иностранец, приехавший в Россию. Здесь это неназванный профессор, помогавший евреям уехать из СССР, человек, симпатизирующий русскоязычным евреям и любящий их обильно заправленные майонезом закуски. При этом лирический герой вопрошает автора: "Почему они такие расисты?". Все это очень похоже на перелицованный исторический анекдот про Вильгельма Гумбольдта. Этот немецкий просветитель сделал очень много для эмансипации евреев, а в конце жизни признался, что очень любит еврейский народ, но его конкретные представители такие сволочи. Тогда это было смешно, а сегодня является классическим примером антисемитизма.

В статье появляется и "бывшая среднестатистическая филармоническая дама из Ленинграда, а ныне благополучная бостонская пенсионерка", чье высказывание о президенте Обаме политкорректная редакция отказывается цитировать...

На самом деле история взаимоотношений бывших советских евреев и афроамериканцев совсем непроста. Я помню рассказы первопоселенцев Брайтон Бич о том, какие они терпели оскорбления, приставания и преследования от местных банд из темнокожего населения. Нью-Йорк тогда пустел и превращался в трущобы, и никто не верил, что он сможет подняться. Слышал я и рассказы о русской мафии, защищавшей район не только от банд, но и от жадности хозяев квартир и бизнесов, пытавшихся сделать легкие барыши, поднимая арендную плату в районе, где, благодаря "русским" иммигрантам, улучшалось качество жизни. Похожие истории я слышал и в Филадельфии, и в Цинциннати, и в Бостоне, где живет любящий закуски в майонезе профессор.

Отношение "русских" к своим темнокожим соседям не сильно отличается от отношения американских евреев. Сколько раз я слышал "эти шварцэ" за кухонным столом нью-йоркских либералов. Сколько видел еврейских борцов за расовую справедливость, сбежавших в уютные консервативные и расистские пригороды от своих афроамериканских соседей. После расовых беспорядков и принятия Акта о гражданских правах в 1960 - 70х гг. произошел массовый "белый исход" из неблагополучных городов в пригороды, куда доступ афроамериканцев был затруднен расистскими ограничениями и дискриминационными бизнес-практиками риэлторов и банков.

В результате борьбы за гражданские права в 1968 году в Нью-Йорке был создан новый преимущественно афроамериканский школьный округ Ошен Хиллс - Бронсвилл. Школьный совет округа сразу уволил белых учителей, в основном евреев. За уволенных вступился профсоюз, руководство которого тоже было преимущественно еврейским.

Забастовки продолжались полгода, конфликт быстро приобрел расово-этнический характер. Афроамериканцы обвиняли профсоюз в расизме, не стесняясь самых диких антисемитских оскорблений. Левые евреи-профсоюзники, еще недавно шагавшие вместе с афроамериканцами на демонстрациях за гражданские права, тоже вели себя не политкорректно. Правда, тогда еще не было этого слова. Да и отношения были совсем иные. Мне как-то попался старый номер коммунистической газеты "Daily Worker" со статьей Анджелы Дэвис на смерть известного борца за гражданские права Малкольма Икс. Он принял ислам и был убит в разборках со своими новыми друзьями из Нации ислама. Афроамериканка Дэвис называла его гангстером и черным фашистом - жил мечом, от меча и погиб. Сегодня подобные откровения немыслимы.

Забастовка учителей 1968-го надолго отравила отношения между евреями и афроамериканцами. Учителя победили, но был запущен процесс "исправляющей дискриминации", в результате которого в самом еврейском вузе США - Колумбийском университете - процент евреев среди преподавателей снизился с 35 в 1960-х годах до нынешних 15-ти. Похожая картина даже в Барух Колледж, созданном в 1919 году как убежище для еврейских студентов и профессоров, которых не принимали на работу из-за антисемитизма.

Не изжилась память о массовых беспорядках и нападениях на хасидские кварталы в бруклинском Краун-Хейтс в 1991-м. И здесь, как бывает между соседями, нет правых и виноватых, но в итоге отношения оказываются надолго испорченными.

Во время предвыборной кампании 2016 года я работал в штабе сенатора Берни Сандерса и такого антисемитского бреда, как от афроамериканских активистов Демократической партии за все годы в Америке никогда не слышал.

Несколько месяцев назад еврейская группа лесбиянок была изгнана из Прайда в Чикаго лишь за то, что на их флаге изображена шестиконечная звезда. При этом на параде несли флаги Саудовской Аравии, где казнят геев и существует настоящий апартеид. Были там и флаги режима Асада, осуществляющего крупнейшую в истории Ближнего Востока этническую чистку.

Я придерживаюсь леволиберальных убеждений и поддерживаю борьбу за интерсекциональную справедливость, однако все больше и больше сталкиваюсь с проявлениями вражды как белый и израильтянин.

Мои впечатления подтверждают и ежегодные отчеты Антидиффамационной лиги, фиксирующие куда более высокий уровень антисемитизма среди расовых меньшинств, чем среди белых американцев. Видный либеральный деятель, сторонник и близкий друг четы Клинтонов профессор Алан Дершовиц даже назвал интерсекционализм синонимом антисемитизма.

Еврейские и афроамериканские активисты на демонстрации в защиту гражданских прав

Я сам в свое время ввел в русскоязычный оборот в Израиле понятие "расизма", когда помог группе подростков "Русские пантеры в Израиле против расизма". В отличие от либеральных авторов РеЛеванта школьники подчеркивали, что расизм - это не страна и не общество, а политика властей, игнорировавших насилие на этнической почве и другие специфические проблемы русскоязычных детей-олим.

Правление Барака Обамы, разыгрывавшего расовую карту, а затем избрание Дональда Трампа не породило, а лишь обнажило сложные расовые, этнические и социальные противоречия, накапливавшиеся в течение полувека. Расизм вместе с фашизмом стал ключевым словом либеральной пропаганды, агитации и электоральной стратегии.

Может быть, Максиму Матусевичу, специализировавшемуся на африканской теме в советском агитпропе, стоит рассказать своим американским коллегам о том, как потеряла престиж советская антирасистская пропаганда, отвечавшая на критику тем, что в Америке вешают людей, чей тогдашний этномим сегодня считается неполиткорректным...

Михаэль Дорфман, специально для "Хадашот"

Дубинка расизма

Дубинка расизма

Дубинка расизма

Дубинка расизма

Дубинка расизма

Дубинка расизма

Дубинка расизма

Черное море Школьники


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх