Реструктуризация госдолга: Чего добились и что нас ждет

"Украина договорилась о реструктуризации 15 млрд долл.", - заявил 15 октября премьер Арсений Яценюк. В периметр реструктуризации попали 13 серий еврооблигаций, собственники которых утвердили соответствующие Чрезвычайные резолюции. Речь идет о сумме 14,36 млрд долл. плюс 600 млн евро. Договоренность позволяет уменьшить размер долга на 20% (примерно на 3 млрд долл.) и избежать в ближайшие 4 года платежей на 8,5 млрд долл., запланированных по основной сумме таких евробондов, - сообщил Минфин.
Теперь Украина планирует заменить эти серии новыми ценными бумагами – варрантами, Value Recovery Instrument (VRI), выплаты по которым будут привязаны к показателям роста ВВП. Такая привязка к ВВП спровоцировала алармистские заявления, будто Украина "продает" свой экономический рост.
По выкупленным российским Фондом национального благосостояния суверенным украинским евробондам на 3 млрд долл., как и ожидалось, не удалось договориться.
Что значит такая договоренность?
Во-первых, то, что остается вероятность пересмотра договоренностей – пусть даже теоретическая. Поскольку бумаги еще не выпущены, их выпуск намечен на ноябрь, сообщила министр финансов Наталья Яресько. Кроме того, держатели так называемых "коротких" бондов, с самыми ранними сроками погашения, воздержались от голосования за реструктуризацию, в чем проявилась последовательность их позиции – им не очень-то выгодны нынешние условия реструктуризации. Месяц назад Bloomberg писал о том, что держатели бондов на 500 млн долл. с сентябрьским сроком погашения, интересы которых представляет юркомпания Shearman&Sterling LLP, "давят" на Franklin Templeton, возглавляющего Комитет кредиторов.
Ситуация, вероятно, разрешится 29 октября – на этот день запланированы повторные сборы держателей, где у несогласившихся "будет последняя возможность присоединиться ко всем остальным собственникам еврооблигаций, поддержавших договор о реструктуризации украинского долга", уточняли в Минфине. Если они и тогда не согласятся, то уже после запуска процесса реструктуризации они могут подать в суд (есть прецедент Аргентины, когда хедж-фонды, неудовлетворенные условиями реструктуризации, судились за полную выплату по долгам). "Если они еще докажут, что сделка была осуществлена под давлением, то суд может даже аннулировать реструктуризацию", - предположил в комментарии для 112.ua президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. В то же время руководитель проекта "Успешная страна" Андрей Блинов исключает такой сценарий. "75% голосов "за", а дали значительно больше, означают, что это (оспаривание договоренности о реструктуризации, – ред.) не сработает. По правилам, держатель старых бумаг не может вызвать кросс-дефолт по новым бумагам. Главное было - добиться права эти новые бумаги выпустить", - написал он в своем Facebook. Доктор экономических наук, заслуженный экономист Алексей Плотников также исключает "аргентинский сценарий дефолта". Нужно указать и на то, что отношения Буэнос-Айреса с Вашингтоном несколько иные, чем у Киева.
Во-вторых, достижение договоренности значит наступление технического дефолта. Украина еще 22 сентября приостановила обслуживание госдолга, в рамках реструктуризации. Как следствие, 5 октября Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA – International Swaps and Derivatives Association) констатировала дефолт в Украине.
Но это не тот всеобъемлющий дефолт, которым пугают граждан. "ISDA лишь зафиксировала факт реструктуризации, и не более того. Я бы рекомендовал относиться к этому факту как к юридическому проявлению элементов реструктуризации", - сказал в комментарии для 112.ua главный финансовый аналитик рейтингового агентства "Эксперт-Рейтинг" Виталий Шапран.
"Юридически, экономически, как угодно, – нельзя рассматривать это как дефолт. То, что произошла невыплата, объясняется не тем, что Украина отказывается платить, а тем, что договорилась с кредиторами", - пояснил 112.ua Алексей Плотников.
Кто будет давать в долг?
По словам Охрименко, Украину продолжит кредитовать разве что Международный валютный фонд (МВФ). "Ему некуда отступать. Если он прекратит платить, то должен будет объяснить провал своей политики в отношении Украины. А тут действительно провал. Еще в прошлом году в Фонде рассчитывали, что экономика Украины будет расти и, значит, будут деньги на погашения старых кредитов МВФ. А теперь уже не все так просто", - считает Охрименко.
Тут следует отметить, что Украине и раньше не очень охотно давали в долг. "Последние два года ставки по кредитам были ооочень высокими, старые бумаги на "вторичке" (вторичном рынке, - ред.) продавались с дисконтом 40% и выше. Конечно, в таких условиях разместить новые было просто невозможно", - говорит Шапран.
Единственным эффективным инструментом, который в ближайшие год-полтора обеспечит доступ к ресурсам на внешних рынках по адекватной цене, останутся гарантии правительства США, считает Шапран. В июне Украина уже привлекла 1 млрд долл. от выпуска облигаций под кредитные гарантии США и планирует привлечь еще столько же в ноябре.
В том, что МВФ не бросит Украину, уверен управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман. Более того, Фонд продолжит программу кредитования, даже если признает российский долг межгосударственным (на чем настаивают в Москве), а не частным (как считают в Киеве). Напомним, именно Фонду придется решить эту дилемму. "Я думаю, что МВФ признает этот долг межгосударственным. Но отдельным распоряжением даст Украине право его не обслуживать, а "дефолтнуть". При этом продолжит сотрудничество с Украиной. МВФ Украину не бросит. Поэтому будет смешанное решение", - говорил Найман в интервью каналу "Капитал.TV".
Еще в июне исполнительный директор Фонда Пауло Ногейра Батиста выражал готовность помогать Украине даже в том случае, если она не договорится о реструктуризации. Примечательно, что это заявление прозвучало на полях делового форума БРИКС в Санкт-Петербурге, а значит, было адресовано, прежде всего, россиянам. Сама директор-распорядитель МВФ Кристиан Лагард не раз давала понять, что кредитование должно продолжаться, поэтому настойчиво и последовательно в течение нескольких месяцев призывала кредиторов согласиться на реструктуризацию.
Как видим, все эти усилия вознаградились согласием кредиторов на замену бондов упомянутыми выше VRI.
| МВФ поддержал реструктуризацию украинских долгов на сумму 22,6 млрд долл., из них: | |
| Государственные и гарантированные государством евборобонды ГП "Украинский инфраструктурный фонд" (Фининпро) | 18 млрд долл. |
| Займы госпредприятий под госгарантии, полученные "Укравтодором", "Укрмедпостачем", КБ "Южное" | 0,7 млрд долл. |
| Евробонды Киева | 0,6 млрд долл. |
| Евробонды "Укрзализныци" | 0,5 млрд долл. |
| Долги "Ощадбанка" и "Укрэксимбанка" | 2,8 млрд |
по данным Минфина Украины Что будет с российским долгом?
Наиболее непримиримую позицию занимает Россия, настаивая на выплате 3 млрд долл. в декабре. Хотя нельзя не отметить, что при всей жесткости она не сжигает мосты и не прекращает диалог, оставляя надежду на договоренность.
Если же Украина не заплатит России, то это не вызовет кросс-дефолта по другим обязательствам. Поскольку во VRI (бумагах, которыми Украина "заменяет" реструктуризируемые бонды) будет прописано, что невыплата по старым облигациям не является кросс-дефолтом, пояснял специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса в эфире радио "Голос Столицы".
"Если у нас будет проблема с выплатой задолженности исключительно России, то это будет в рамках двусторонних отношений и не будет означать полноценного дефолта. Да, Россия может подать в суд. Начнутся судебные процессы, которые продлятся 1,5-2 года минимум. Россия может попытаться посягнуть на имущество Украины, которое находится в других странах. Это возможно. Но опять-таки, процедурно это очень долго, это не мгновенно и не эффективно", - считает Плотников.
С ним солидарен и Найман. "Россия подаст в суд, мы будем защищаться. Это будет продолжаться очень долго. Потом придется заплатить, но я надеюсь, к тому времени Украина выиграет суды у России – на 50 или 100 млрд долл. (министр иностранных дел Украины Павел Климкин сообщил в сентябре, что против России будут поданы иски на сумму более 50 млрд долл., точная сумма будет названа позже, по словам Яценюка, – ред.). И мы сделаем взаимозачет", - прогнозирует Найман.
Главное: что будет с экономикой?
Итак, Украине удалось снизить долговую нагрузку, выведя более 15 млрд долл. из-под долга, списав 20% долга и переведя выплаты на 4 года вперед: с 2015-23 гг. на 2019-27 гг. "У нас эта сумма исчезает из обязательного госдолга. К слову, государственный внешний долг вырос за 10 лет с 10 млрд долл. до более 40 млрд долл. И в последние годы он быстро нарастал. При этом ВВП за эти 10 лет не изменился. Было 80-85 млрд, на эту же отметку мы вернулись", - перечисляет аналитик.
Теперь, по его словам, кредиторы будут кровно заинтересованы в росте украинской экономики – ведь только если ВВП будет расти на 3-4%, то Украина будет платить 15% от этого прироста; а если больше 4%, то 40% от прироста. "На данном этапе мы становимся партнерами с нашими кредиторам












































