День святого Власа: почему надо бить мужа в этот праздник
24 февраля украинцы почитают память святого мученика Власа. Корни современного праздника уходят в древнее язычество.
"Обозреватель" расскажет о традициях и истории праздника.
Наши предки считали День Власа - праздником "худоби", а святого Власа, как и Юрия, покровителем всего домашнего скота, особенно коров. Почему так сложилось? Разгадка кроется в древнеславянских божествах Велесе и Марене-зиме.
24 февраля (по новому стилю) считался днем, который знаменовал середину Зимы (ранее у наших предков было только два сезона - Зима и Лето, - ред.). Считалось, что в этот день Велес расхаживал лесами и играл на своей дудочке, чтобы развеселить людей. А вот Марена, которую отождествляли с Зимой, ходила и напускала всюду мороз, желая погубить домашний скот, насылала смерть на коров, которых так любил Велес.
С приходом христианства, Велеса заменили Власом. Согласно житию, во время гонений на христиан при римском императоре Лицинии, святой Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всем подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. Мотив покровительства скоту отражен в иконографии святого Власия. Его иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или только рогатого скота. В славянской народной традиции святого Власия звали "коровьим богом", а день его памяти - "коровьим праздником".
В славянской народной традиции считалось, что Влас "отмыкает у коров молоко" в конце зимы.
Власию молятся не только владельцы скотины, но и те, у кого проблемы с горлом и гортанью. Каменщики считают своим покровителем этого святого и возносят ему молитвы.
Специально для домашней живности - кур, гусей, коров, свиней, лошадей и овец - хозяйки выпекали хлеб. Утром раскладывали кусочки хлеба по кормушкам, кропили животных и птицу святой водой и говорили им добрые слова.
В этот день крестьяне служили по дворам молебны, вносили образ святого в конюшню или загон, где стоял скот, кропили скот святой водой и окуривали ладаном - "чтобы скот хорошо плодился и не болел".
Как первый раз весной выгоняли скот в поле пастись, то служили молебен не только святому Юрию, но и Святому Власу.
Молодые женщины в этот день ходили в "шинок" и обильно выпивали, чтобы "коровы были ласковы", а затем били своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы "волы были послушные".
Раньше считалось, что ведьмы постоянно насылают на коров смерть и отбирают все молоко. Женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили.
Также в этот день наши предки устраивали бои Марены с Велесом, где, конечно же, побеждал защитник животных, а вот Марену топили в реке или сжигали. Гуляния заканчивались ритуальным обедом без говядины.
Считалось, что "власовы морозы" - последние в новом году.