Кино разбитых надежд
Раздав призы политкорректным фильмам, жюри Берлинале проигнорировало и успехи немецкого кино, и появление новой суперзвезды. Корреспондент DW объясняет, почему это не трагедия.
В немецком языке есть слово Gau, означающее катастрофу, трагедию, большую неудачу. Именно это слово выбрало издание Die Welt для описания решения жюри Берлинале, распределившего в субботу вечером, 24 февраля, награды по конкурсным фильмам. Действительно, жюри во главе с режиссером Томом Тыквером (Tom Tykwer) умудрилось удивить разом критиков, зрителей, вообще всех. Gau, полная неожиданность.
Праздник непослушания
Без сомнений, и в получившей "Золотого медведя" румынской ленте "Не прикасайся", и в получившей вторую по значимости награду - гран-при - польской картине "Рожа" есть достоинства: это талантливое, свежее, смелое кино. Политкорректное и актуальное.
Боди-позитив и открытое, провоцирующее обращение с сексуальностью в "Не прикасайся", несколько точных сатирических наблюдений о современном польском обществе в "Роже", - все это было оценено критиками, не прошло незамеченным. Однако давать этим фильмам главные награды... Да ладно!
Самый политический фестиваль принял очередное политкорректное решение, пожали плечами многие. Забывая, что непредсказуемость жюри, периодически устраивающего на фестивале "праздник непослушания", - одна из главных черт заканчивающейся эпохи нынешнего директора фестиваля Дитера Косслика (Dieter Kosslick). Сводить этот Берлинале к распределению "Медведей" - не честно, запомнится он не этим. А хотя бы возвращением российского кино.
Герман, Бекмамбетов, Лозница
"Серебряный медведь" "Довлатову" - пожалуй, единственное решение жюри, с которым не спорил никто. Алексей Герман-младший умудрился превратить частную историю писателя-неудачника в универсальную притчу о художнике и власти, ноябрьский Ленинград - в тропический город-призрак, андерграундную тусовку - в группу трогательных, ранимых персонажей, переживающих настоящие трагедии. О чем говорить, "Довлатова" уже приобрел стриминговый гигант Netflix, не так часто обращающий внимание на авторское кино.
А есть еще и неожиданный "Профиль" Тимура Бекмамбетова, своеобразное прочтение "Ромео и Джульетты", где Ромео - джихадист-вербовщик "Исламского государства", а его избранница - работающая под прикрытием журналистка. Фильм "Медведей" не получил, его показывали в другой программе, но без приза не остался.
Есть и "День Победы" Сергея Лозницы - документальный фильм о праздновании 9 мая в берлинском Трептов-парке: идеально подобранное место и время для демонстрации самых болезненных точек, самых странных параллелей и неожиданных пересечений. Эмигрантская, кажется, давно потерявшая связь с родиной среда, оказывается, в гротескном и измененном виде "отзеркаливает" происходящие в бывшем СССР процессы. Фильм одновременно и трогательный, и ужасающий, и, не в последнюю очередь, - важный исторический документ.
Немцев на Берлинале не заметили
Немецкое кино, спустя несколько месяцев после того, как его самые известные представители выступили с открытым письмом против Дитера Косслика, не получило на Берлинале ничего. И это тоже скандал - судя по уровню привезенных фильмов, оно переживает едва ли не лучшие времена с момента воссоединения Германии. Интересно, что лицом этого неожиданного расцвета стали не режиссеры, а актеры: Сандра Хюллер (Sandra H?ller), покорившая всех в 2016 году в фильме "Тони Эрдман" и Франц Роговски (Franz Rogowski), для которого нынешний Берлинале стал настоящим триумфом.
Шепелявящий так, что часто с трудом можно разобрать слова, нескладный, с собачьими глазами тридцатилетний Франц Роговски начал сниматься всего три-четыре года назад. А нынешний Берлинале превратил его в главного немецкого актера поколения. Роговски тут можно было увидеть в снятом по роману 1944 года "Транзите" Кристиана Петцольда (Christian Petzold), который показали в главном конкурсе. Фильм рассказывает о бегстве молодого немца из нацистской Германии через средиземное побережье Франции, причем действие остроумно перенесено в наши дни. Роговски один вытягивает этот суховатый и чересчур литературный фильм, своей естественностью "оживляет" эту притчу о бегстве, предательстве и расставании, снятую в традиции бунинских или томас-манновских новелл.
Ночной супермаркет в ГДР
Но главным немецким претендентом на "Золотого медведя" являлся не "Транзит", а "В проходах" Томаса Штубера (Thomas Stuber), где также играет Франц Роговски, - остроумная, смешная и печальная драма о работниках супермаркета из Восточной Германии, ночью расставляющих продукты по полкам. Недавно освободившийся из тюрьмы герой Роговски поступает на работу в этот странный и полный настоящих трагедий мир, чем-то напоминающий довлатовский Ленинград, - тут бывшие дальнобойщики под музыку Моцарта медленно и плавно ездят по проходам на вилочных погрузчиках, тут в отделе сладостей работает обаятельная Марион, тут укрылись от мира несчастные и отверженные.
Конечно, Марион играет Сандра Хюллер, и наблюдать за дуэтом двух главных актеров поколения - редкое счастье. Тем не менее, ни "Транзит", ни "В проходах", ни другие немецкие картины на Берлинале ничего не получили. Не получил "Медведя" за лучшую актерскую работу и Франц Роговски. Gau? Скорее драматический поворот. Этот фильм еще не заканчивается.