В историческом музее Днепра презентовали сотую «каменную бабу»
В честь поступления юбилейного экспоната собрания древней каменной пластики в Днепропетровском Национальном историческом музее имени Яворницкого устроили презентацию «Дорога к сотой «бабе», во время которой можно было познакомиться со всеми экспонатами этой коллекции.
Напомним, что на сегодня коллекция каменной пластики исторического музея является самой многочисленной в Украине и одним из крупнейших собраний такого профиля в Европе. Она насчитывает 18 стел эпохи энеолита-бронзы, 8 скульптур скифо-сарматской эпохи; 73 половецкие статуи, 1 экземпляр принадлежит готским племенам.
Юбилейная, сотая «баба», стала как раз 18-й стелой эпохи неолита. Ее возраст - примерно третье тысячелетие до нашей эры, она имеет аналоги среди каменных культовых изделий племен ямной культурно-исторической общности. Тогда антропоморфные стелы устанавливались на курганах и святилищах, изображая легендарного первопредка, вождя-воина, охранника стад.
О том, где и как была обнаружена юбилейная стела, рассказал замдиректора музея по научной работе Александр Старик:
- «Юбилейная» стела была найдена во время археологической разведки музея еще в 2011 году вблизи села Мосты Верхнеднепровского района на подошве одной из многочисленных курганов. На точное место ее нахождения музейным сотрудникам указали представители местного казачества, которые интересовались прошлым края. И только сейчас ее извлекли из промерзшего грунта и привезли в музей. Это стало возможным, благодаря меценатам, которые хотят остаться неизвестными. Они предоставили транспорт, снаряжение и с большим энтузиазмом на морозном воздухе помогали музейщикам освобождать почти 300-килограммовую стелу от плена обледенелой земли.
По словам Александра, эта стела воплощает в себе связь наших далеких предков с пращурами, несет в себе идею реинкарнации. Образ несет в себе антропоморфные черты, воплощая образ вождя-воина, хранителя племени. Устанавливали такие изваяния на курганах. Стела вытесана из гранита и прекрасно сохранилась. Пока что юбилейную «бабу» разместили во внутреннем дворе музея, рядом с шестью другими свежими находками музея, доставленными сюда в минувшем году.
Рядом, в закрытом и застекленном ангаре, хранится еще около 30 каменных образов разных времен. К сожалению, увидеть их могут только особые гости и - пока что только через стекло.
- Для полноценного экспонирования этих шедевров необходим лапидариум - специальный крытый павильон с постоянным температурным и световым режимом, который позволит полноценно сберегать и экспонировать эти сокровища, - признают Александр Старик и пресс-секретарь музея Елена Нелюб. - Его проект еще в 2006 году был разработан и утвержден на градсовете, но средств на его постройку по-прежнему нет...
Самая внушительная часть музейной коллекции «каменных баб» экспонируется в уличной экспозиции каменной пластики - под открытым небом стоят около 50 «баб». Сейчас, припорошенные снегом, они имеют по-особому очаровательный вид: словно часовые эпох всматриваются в наше время из-под снега вечности и о чем-то хотят нас спросить или предостеречь...
Как поясняет мне научный сотрудник музея Дарья Романчук, самые старшие из них - это фаллоидные символы эпохи неолита, их возраст - около 8 тысяч лет! Появление таких образов-лингамов, воплощавших в себе мужской детородный орган, было связано с маскулинизацией общественного строя, формированием безусловного доминирования мужчин.
Больше же всего в отношении условий хранения повезло образам, которые экспонируются в залах музея.
Во внутреннем дворике (вестибюле) музея представлены четыре шикарные половецкие образа (три женских и один мужской), применительно к которым фраза «каменные бабы» - наиболее уместна.
- Эти образы были созданы в 11-13 веках нашей эры и несли в себе портретные черты предков, - поясняет Дарья Романчук. - К сожалению, время стерло эти индивидуальные черты с лиц.
Еще три образа - в зале археологии №1. Здесь представлен знаменитый «Керносовский идол» бронзовой эпохи и напротив него - еще одно схожее изваяние третьего тысячелетия до нашей эры.
- Это было время расцвета скотоводческих племен, всадничества (широкое использование коня вело к военизации племен) и начала эпических сказаний о предках, - напоминает Дарья. - Эти идолы стали первыми изображениями человека в крупных формах и воплощали в себе не только антропоморфную детализацию, но и рассказ о быте, занятиях племени. Как видите, на керносовском идоле есть четкая орнаментация и сцены охоты племени, соития мужчины и женщины...
Разгадывать тайны этих образов можно очень долго.
Пристального внимания требует и скифский образ 7-4 веков до нашей эры, установленный в этом же зале. Его формы - более объемны, еще больше схожи с фигурой реального человека. И образ украшен уже не сакральными и бытовыми сценами, а совершенно реалистичными предметами, вытесанными в камне. На образе четко прослеживаются детали одежды, украшений и даже сосуд для питья ритон в форме рога.
Вот такое интересное знакомство со всеми «каменными бабами» сегодня провели для журналиста Городского сайта сотрудники нашего исторического музея.
А на закуску Александр Старик поделился следующей тайной:
- Собранные у нас 100 «каменных баб» - далеко не все из подобных сокровищ, которые еще есть в земле Днепропетровщины. У нас есть каталог с информацией о примерно 50 объектах, которые сохранились на территории нашей области. Мы поэтапно проверяем информацию о том, действительно ли обнаруженные предметы являются древними экспонатами каменной пластики. И последовательно перемещаем эти сокровища в музей.
К сожалению, не всегда сокровища достаются музейщикам. Порой местные жители, не представляя, с чем имеют дело, растаскивают такие «камни» по дворам и используют в хозяйстве. Или, что еще хуже, сотрудников музея опережают «черные археологи»...
- Мы сталкивались с тем, когда на месте, где когда-то обнаружили «каменную бабу», не было уже ничего, - признает Александр Старик. - Например, нас опередили под селом Новокиевка. Потом такие экспонаты оказываются в частных коллекциях, даже в открытую продаются на сайтах. Это кощунственно, это недопустимо!
Поэтому каталог с еще не извлеченными из земли сокровищами оберегается музейными сотрудниками под семью замками.