Олег Панфилов: Три российские беды – дураки, дороги и Кремль
Всякий раз, когда читаю новости из России, берет оторопь: откуда у российских начальников столько дури в головах, почему они не понимают, что творят. Или не думают, прежде чем творить. Вначале запрещают продукты, потом обнаруживают, что магазинные полки пустеют, а свои достижения сельского хозяйства не совсем съедобные. Нет, конечно, российский народ с советских времен может кушать все, что угодно. Но ведь качественное кушать всегда приятнее. Теперь генерал-полковник Сергей Иванов, служащий главой администрации майора Владимира Путина, говорит, что незачем тратить валюту на покупку импортных памперсов.
Когда-то Император Николай I прочел книгу маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году» и в сердцах сказал ставшую знаменитой и очень точной по смысловому содержанию фразу – «у России две беды – дураки и дороги». Злые языки утверждают, что царь-батюшка вначале произнес популярное русское слово на букву «б», что может быть правдой, поскольку иностранцы всегда в России, в первую очередь, учат мат. А царь-батюшка Николай I, как известно, имел маму Софию Марию Доротею Августу Луизу Вюртембергскую (Мария Федоровна) и дедушку Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского (Петр III).
В принципе российская власть все последние несколько веков была совсем иной, нежели население, которое с 18 века стали называли «русским». Царями были выходцы из Восточной Европы, татары, немцы, немного датчане. А народ по-прежнему оставался «русским», по традиции называя «русскими» Барклая де Толли или генерала Багратиона. Или вот вам список основателей российской Академии наук: первый президент медик Лаврентий Блюментрост, математики Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль, историк Герхард Миллер, Леонард Эйлер, ботаники Иоганн Гмелин и Йозеф Кельрейтер, основатель эмбриологии Каспар Вольф, знаменитый натуралист и путешественник Петер Паллас. Работы по теории электричества и магнетизма проводились Георг Рихманом. Настоящие «русские» ученые.
Правда, потом академиками стали в основном ученые с привычными фамилиями, но с тех пор какая-то неприязнь сложилась между коренным населением и теми, кто создавал российское государство, науку и культуру. Нерусские цари, нерусские ученые, основоположники «русского» балета – Жан Батист Ланде, Франческо Арайя, Антонио Ринальди (Фоссано). Или «русская» опера, история которой восходит к 26 января 1736 года, когда в Санкт-Петербурге первую оперу исполнила приглашенная итальянская труппа. С советскими вождями было проще: Ленин калмыцко-еврейского происхождения продолжил старую традицию Российского государства, потом – Иосиф Джугашвили. А вот после были сплошь «русские» – Хрущев, Брежнев, Горбачев, Ельцин, Путин. Правда, и тут «русский» народ держал ухо востро: чуть что – сразу объявляли неугодных евреями. Путина еще не называли таковым, но еще не известно, как обернется история в ближайшие годы и не отыщут ли его семитские корни. Сам Путин давно подстраховался – угодливые историки уже «нашли» его княжеские корни и чуть ли не царскую голубую кровь, текущую в майоре КГБ.
С дорогами, как известно, в России давняя беда. В «русском» фольклоре много примеров оригинального и необъяснимого отношения к дороге, но, кажется, совершенно точно передающие национальный характер. К примеру, «шибко ехать – не скоро доехать». Качество дорог определялось другой поговоркой – «тело довезу, а за душу не ручаюсь», показывающей отношение к пассажиру. Совершенно незамысловатое по сути и запутанное по содержанию – «где дорога, там и путь». Заметили, что с некоторых пор «русские» забыли когда-то популярную поговорку «язык до Киева доведет»? Дипломатическая по содержанию поговорка оказалась забытой по политическим причинам.
Теперь о дураках. Дурак в «русском» фольклоре – это и имя собственное, и состояние души, и степень образования, и должность – «дурак на дураке сидит и дураком погоняет». Это вам не просто набор слов – это квинтэссенция двух «русских» ипостасей сразу: и дорог, и тех, кто их строит, и кто по ним ездит, и кто погоняет тех, кто едет. В «русском» фольклоре про дураков очень много что известно. Например, о древней традиции обсуждать международные новости – «мужик умен, да мир дурак». В свою очередь, зарубежные знатоки «русского» фольклора могут парировать другой поговоркой – «с дураками шутить опасно», но поскольку технологии развиваются, то опасность вроде и не такая глобальная – «лучше с умным потерять, чем с дураком найти». А это шедевр про Государственную думу – «дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то – не так, потому что он – дурак». Такая страна, с таким фольклором.
Поскольку Кремль стал центром российской политики с приходом большевиков, то шутить про власть народ остерегался
С дураками вроде тоже все понятно. Так что же с Кремлем, этим шедевром итальянского зодчества? Фольклор обходит стороной сие сооружение, а если и есть «русские» поговорки, то их мало, и они в основном приличные – власть народ убоялся давно и боится до сих пор. Проблема даже не в архитектурном комплексе, а в людях, которые там обитают или иногда заходят по долгу службы. То ли в Кремле вирус какой водится, то ли люди так подбираются, но всякий, кто по перекрытым на пол-Москвы дорогам приезжает туда, то сразу начинает говорить как-то иначе. Поскольку Кремль стал центром российской политики с приходом большевиков, то шутить про власть народ остерегался. А тем более, оценивать.
Поговаривают, что бывший резидент советской разведки в Швеции генерал-полковник Сергей с совершенно «русской» фамилией Иванов станет следующим вождем России. По старой традиции он должен себя показать, рот открыть, что-то произнести и удивить «русский» народ. На днях он это сделал – наговорил. И о внутренней политике, и о внешней. Например, он терпеть не может западную демократию, обожая российскую – с цензурой, отмененными выборами губернаторов, политзаключенными и запретом на митинги. Во-вторых, сказал он, ему надоело наблюдать, как сирийская оппозиция борется с диктаторской семьей аль-Асадов, сидящей у власти 45 лет. В-третьих, назвал украинцев и «русских» братскими народами, по всей видимости, подразумевая, что небратская часть украинцев устроила Майдан, свергла Януковича, а братская часть создала с помощью российского оружия ДНР и ЛНР.
Само собой, товарищ Иванов – опытный разведчик, хорошо знающий, что можно говорить, а чего говорить нельзя, ни в коем случае. Например, можно говорить, как на Западе («я много жил на Западе и хорошо знаю») безжалостно уничтожают продукты, но почему – не говорит. Не удержался и как будто невзначай проговорился, что на день рождения Путина, 7 октября, пустили ракеты по Сирии. Шесть лет назад в этот день убили Аню Политковскую, сейчас убивают сирийцев.
Ладно, ответы товарища Иванова, а какие были вопросы! «Припоминаю ваше трехлетней давности интервью Первому каналу, где вы рассказывали, что знали: люди, к которым прежде относились с доверием, воруют. Но вы терпели, виду не подавали…», «Но проворовавшиеся чиновники ведь подавали налоговые декларации в установленном порядке, и там наверняка все было шито-крыто, а стоило копнуть поглубже…» Догадываетесь, какие были ответы? «Чушь собачья», «Но это не значит, что они уголовники, не надо путать разные вещи», «Откуда у вас информация о стоимости судна?»
Интервью с начальником – старая кремлевская традиция, ей уже почти сто лет. Вопросы пишутся в соответствии с ответами и заранее передаются интервьюеру, который затем тщательно перечитывает свои ответы и вопросы, чтобы все соответствовало задаче пропаганды. Как говорят западные аналитики, надо научиться читать между строк. Потому что такие интервью даются для российских дураков, ездящих по российским дорогам. По тем самым, по которым ездят разные чиновники.
Как детский омбудсмен, выпускник Высшей школы КГБ Павел Астахов, на днях заявивший, что для полового воспитания подрастающего поколения нужно использовать русскую литературу. Он не уточнил, какую часть русской литературы он имел в виду – ту, которая была цензурирована, или ту, которая есть на самом деле? То есть и Баркова тоже? И «Царя Никиту и его сорок дочерей» Пушкина тоже? И «Петергофский праздник» Лермонтова? ОН разве не знает, что «Кама-Сутра» – веселые картинки в сравнении с русской классикой.
Так получилось, что дураки едут по дорогам в свой офис, в Кремль. Едут те, кто на днях устроил скандал с МИДом Франции, перепутав в небе истребители. Едут те, кто придумал акцию «Подари дрова». Кремлевские дураки разве забыли о том, что «Газпром» – это народное достояние? И что Россия добывает 578,7 миллиардов кубических метров газа в год. Какие дрова?
Олег Панфилов, профессор Государственного университета Илии (Грузия), основатель и директор московского Центра экстремальной журналистики (2000-2010)