Выборы в Мариуполе: Срыв голосования или победа демократии
Выборы в Мариуполе не состоялись. До последнего момента никто не знал, будет ли обеспечено волеизъявление, или нет. Некоторые, не стесняясь, делали ставки, как например советник министра МВД Арсена Авакова Зорян Шкиряк, поставивший бутылку коньяка на то, что выборов в Мариуполе не будет. Он выиграл, а вот мариупольцы, скорее всего, проиграли. Огромная машина избирательного процесса, со скрипом и пробуксовкам, но все же запущенная в ход, остановилась на самом финише, когда казалось, что дело сделано.
Споткнулись о печатное слово
"Оппозиционный блок" рано радовался, предвкушая свою абсолютную прогнозируемую тотальную победу на выборах в Мариуполе. Тонко спланированную и продуманную спецоперацию под кодовым названием "Выбираем "Метинвест"" в пух и прах разбили местные активисты. Ну кто бы мог подумать, что гениального и непревзойденного стратега Рината Ахметова переиграет громкая и шумная активистка из Мариуполя Галина Однорог. Это если сильно упростить. А если вникать в детали, то произошло вот что.
Опасаясь за проигрыш своего кандидата в мэры Вадима Бойченко, "Метинвест" разыгрывает сложную партию, в которой все было предусмотрено: и перенос комиссий на территорию этой частной компании, и формирование комиссий – лояльных настолько, чтобы решения принимались без сучка и задоринки. И главное - бюллетени должны были печататься непременно в типографии, принадлежащей Ринату Ахметову.
Но произошло непредвиденное. Так называемые демократические силы, которые в реальной жизни друг с другом ладят, как кошка с собакой, перед угрозой общего противника объединились и выступили единым фронтом против "Оппозиционного блока" и его стратегии. Такого поворота в "ОБ" никак не ожидали. И судя по всему, как реагировать на это - не просчитывали.
Сегодня, анализируя результат всей это предвыборной возни, можно с уверенностью говорить, что стратегию того, как реагировать на новые вызовы, в "ОБ" выбрали неверную. Они решили во что бы то ни стало переломить комиссию. Для этого были задействованы и скрытые резервы. Не будем рассуждать, каким образом (не имея на то доказательств, обвинять кого бы то ни было в криминальных преступлениях мы не имеем права), но очевидно, что "ОБ" удалось склонить ЦИК на свою сторону. И Киев помогает им решить возникшую проблему. Для этого ЦИК сокращает число членов избирательной комиссии в Мариуполе с 18 до 11 человек, выводя из ее состава исключительно членов так называемых партий демократического крыла. Остаток - без труда голосует за нужные "ОБ" решения, например - печать бюллетеней в типографии Ахметова.
То, что последовало далее, можно сравнить разве что со жвачкой. Сначала переформатированная под "ОБ" комиссия несколько дней пытается собраться. Но, то нет кворума, то он есть, но не голосует. То большинство хочет проголосовать за перепечатывание бюллетеней, то место дислокации хочет сменить.
В конце концов, ЦИК решает еще раз сыграть на поле "Оппозиционного блока" и обязует городскую комиссию принять напечатанные в типографии Ахметова бюллетени и начать их выдавать на участки. И в субботу, в день накануне выборов, измученная и обескровленная комиссия решается принимать. Отправляется в злополучную типографию и видит там вскрытую упаковку бюллетеней и 22 бракованных бюллетеня.
Далее начинается "экшен" – СБУ, милиция, следственно-оперативные действий и финал: комиссия окончательно и бесповоротно отказывается принять бюллетени, напечатанные с таким большим количеством нарушений, с явными признаками незаконного вмешательства, ошибками и пр.
Уже в субботу вечером всем, кто собрался в типографии газеты "Приазовский рабочий" стало абсолютно ясно: выборов в Мариуполе не будет. И только глава ЦИК Михаил Охендовский все еще периодически появлялся на экранах и делал странные заявления, упорно призывая членов мариупольской городской избирательной комиссии начать раздавать бюллетени, грозя всем уголовной ответственностью и семью годами тюрьмы.
А по утру они проснулись…
Утром в воскресенье в Мариуполе все без исключения участковые избирательные комиссии открыли свои двери. Урны, кабинки для голосования были установлены, члены комиссии были на своих местах и готовы были принимать и бюллетени, и первых избирателей. Но никто в комиссии бюллетени так и не доставил. Участковые избирательные комиссии работали исключительно в дежурном режиме, встречая непроинформированных граждан и рассказывая им, почему голосовать сегодня невозможно.
На некоторых участках на всякий случай составляли списки тех, кто пришел проголосовать. Как поясняли члены комиссии – "чтобы оповестить этих людей, если вдруг выборы все-таки начнутся". На участках Приморского района Мариуполя комиссии даже предлагали ставить подписи не в самодельном списке, а в реестре избирателей. Но такими инициативами быстро заинтересовались органы внутренних дел, и сбор подписей быстро прекратился.
Целый день с экранов телевизоров выступали спикеры разной степени значимости, то утверждая, что выборы будут, но не сегодня, то убеждая всех, что их можно будет провести даже в 6 часов вечера, то говоря, что выборы в Мариуполе в принципе в этом году провести будет нельзя. И все эти заявления заставляли сильно нервничать измученных членов районных и участковых комиссий, которые понятия не имели, что им делать в такой ситуации, и сколько еще ждать неизвестно чего. Устав от неопределенности, многие из них, махнув на все рукой, стали накрывать столы и заниматься любимой национальной забавой - "погуляй на выборах".
А пока члены комиссии "коротали час", пожилые люди высказывали свое резкое неудовольствие сложившейся ситуацией. "Об отмене выборов я ничего не знала, - говорит Зинаида Валерьевна, жительница Жовтневого района Мариуполя. - Ноги болят, а пошла. За наших хотела проголосовать. А не дают. Вот вы скажите: вся Украина голосует, а мы нет – это нормально по-вашему?".
В срыве выборов люди винят власть, гражданских активистов и демократию в целом. Лишь единицы перекладывали ответственность за непроведение выборов на ЦИК либо на "Оппозиционный блок".
Но важно отметить, что помимо такого кулуарного недовольства, никаких других проявлений народного негодования из-за украденного "праздника демократии" в Мариуполе не прослеживалось. Хотя в городе и ожидали каких-то публичных массовых акций, организованных "ОБ". Обошлось.
В 20:00 все избирательные участки, как и положено, закрылись, а члены комиссий составили акты о том, что не получили бюллетени, и подводить итоги голосования им не по чем. Теперь в Мариуполе заседают городская и районные избирательные комиссии. Им предстоит решить, а что же делать с отпечатанными бюллетенями. Теперь они уже не нужны ни избирателям, ни членам комиссии, ни "Оппозиционному блоку", ни уж тем более типографии. Ее директор слезно обратился к членам комиссии с просьбой убрать эти злосчастные бюллетени хоть куда-нибудь – мешают работать. Однако, похоже, что и сегодня комиссия разойдется без каких-либо решений на этот счет.
А дальше…
А дальше возможны три варианта развития событий. Два из них озвучил, выступая перед мариупольскими журналистами, губернатор Павел Жебривский. Прежде всего, к удивлению всех, он выразил удовлетворение тем, что произошло в Мариуполе, назвав срыв выборов "болючими шагами демократии". По мнению Жебривского, ситуация в Мариуполе показала, что Ахметов уже "никогда не сможет проводить выборы по старым схемам".
"Эти выборы не состоялись, потому что никто никого не смог передушить. Это болючие шаги к демократии. Я очень надеюсь, что Оппозиционный блок и демократические силы будут не просто обвинять друг друга, а начнут договариваться", - сказал Павел Жебривский.
Договариваться в его понимании – это провести четко и слаженно выборы 15 ноября, когда вся страна будет выбирать мэров городов во втором туре. Второй вариант, который не исключает губернатор, - это проведение выборов уже в январе 2016-го года, в случае, если ЦИК сама не сможет решить вопрос, и Верховной Раде придется заново назначать выборы (через 60 дней по действующему закону).
Единственный вариант, который губернатор не назвал, но который все так же не исключен, - это введение на территории Мариуполя военно-гражданской администрации. Некоторые силы в городе и сегодня считают, что это был бы лучший способ для того, чтобы не допустить единоличную монополию "Метинвеста" в крупнейшем городе Донбасса, оставшимся под контролем Украины. Однако пока во властных кабинетах такой сценарий развития событий не рассматривают. Для власти все еще актуально продемонстрировать миру, что она может обеспечить честные и прозрачные выборы на Донбассе. И Мариуполь в этой ситуации – город показательный.
Иванна Радивилова, специально для 112.