Met Gala 2018: религиозные коды в ювелирных украшениях
Какими бы сложными не казались религиозные смыслы и символы, оценить их красоту может практически каждый, особенно через эстетический угол ювелирных украшений. Благодаря вдохновляющей дизайнеров католической символике, мы можем буквально стать свидетелями той или иной эпохи, а также увидеть, как простые бытовые вещи становились знаками веры и перевоплощались в драгоценные ювелирные коллекции.
Всю историю человечества религия оказывала самое мощное воздействие и влияние на искусство, начиная от выраженных на холстах историй Священного Писания и заканчивая философскими смыслами, которыми наполнены коллекции современных дизайнеров и работы стилистов.
В этом году темой Met Gala звучит как "Божественные тела: мода и католицизм", которую точно не назовешь самой простой для восприятия и воспроизведения экспозиции. К примеру, на то, чтобы представить 50 предметов особенной исторической и культурной ценности, переговоры с Ватиканом шли с 2015 года. Сейчас, когда выставка вот-вот начнет работу это выглядит странно, но по сути более уместного времени, чем соединить моду и религию сложно себе представить. К 2018 году дизайнеры накопили критическую массу работ, вдохновленных католицизмом.
Так, для коллекции Christian Dior осень-зима 2000/2001 Джон Гальяно сделал провокационные «папские» образы, Dolce & Gabbana начиная с 2011 года также пользуются этой благодатной тематикой, коллекция Valentino в 2016 году была вдохновлена монашескими облачениями. Примеров на самом деле великое множество. Но в этом смысле также интересны и ювелирные украшения.
Первые крупные проявления драгоценных камней в объектах религиозного культа связывают с увеличивающимся влиянием Флоренции и Венеции, которые в эпоху Возрождения буквально диктовали стиль всей Европе. Уже к пятнадцатому веку церковная одежда и украшения приняли более или менее окончательную форму. Драгоценные камни и украшения священников имели совершенно определенный смысл. В первую очередь они впечатляли, как и высокие потолки соборов и громкий звон колоколов. Правило - чем сильнее впечатлишь человека, тем сильнее он будет верить - в то время работало точно.
Первое, что ассоциируется с католическими священниками - это четки для молитв или розарии. Считается, что в католицизме они символизируют венок из роз, который во время молитвы символически преподносится в дар Богородице и Иисусу Христу. Но кроме религиозного смысла, дизайн четок уже много лет привлекает модников, даже далеких от церкви. Самые интересные интерпретации сделала из серебра Эльза Перетти для Tiffany. А у бренда Anna Cate есть отдельная линия под названием Virgins Saints & Angels, вдохновленная готической архитектурой костелов и духовными символами защиты с католическими розариями, кулонами с сердцами и крестами.
Кроме традиционных символов веры, таких как крест и четки, в католицизме есть множество других предметов, которые несут духовные смыслы и которые часто можно встретить в ювелирных украшениях, даже не подозревая о том, что они означают.
К примеру, птицы, розы и солнце являются атрибутами святого Валентина, а череп, голубь, роза и сердце - Екатерины Сиенской. Капли "сердечной" крови встречаются в виде крупных рубинов на кольцах Dior jewelry, а также в коллекции высокого ювелирного искусства 2017 года Van Cleef & Arpels. Там же можно встретить символические сердца, птиц и бабочек. Последние в католицизме означают бессмертность души и ее перерождение. В 2015 году испанский ювелирный Дома Carrera y Carrera посвятил целую коллекцию бабочкам. Украшения Alegoría с розовыми сапфирами и бриллиантами были созданы как аллегория вдохновения и свободного полета души.
В средние века изображение змеи ассоциировалось с соблазном, поэтому популярность таких украшений постепенно сошла на нет. И только после того, как католическая церковь смягчила свое отношение ко многим символам, в ранний Викторианский период хладнокровных снова допустили до украшений. Уже в 1885 году Фредерик Бушерон создал и запатентовал форму колье в виде змеи, обвивающейся вокруг шеи. Украшения с подобным декором в свое время создавали Cartier, Roberto Coin, Mattioli и Stefan Webster. Без змей невозможно представить коллекцию Bvlgari Serpenti. В 2011 году был выпущен самый длинный "змеиный" браслет за всю историю Bvlgari - пять метров и семь рядов, которые обвивают запястье. Тогда голову змеи, скрывающую доработанный специально для Bvlgari кварцевый механизм Calibre B033, декорировали 38 бриллиантами.
Череп, как знак смертности человека, в католицизме - наиболее распространенный декор в современных украшениях. Еще в Древнем Риме череп с костями символизировал победу над смертью, а использовался во время триумфальных шествий вместе с латинской фразой: «Memento mori». Кстати, без этого мистического атрибута не обходится почти ни одна ювелирная коллекция Alexander Mcqueen. Любитель мистических птиц, показов в церкви, да и вообще философского отношения к жизни (например, главная идея коллекции Plato's Atlantis заключалась в том, что «человек всегда возвращается туда, откуда пришел») использовал черепа много и со вкусом. В его творениях змеи сползали по пустым глазницам, щедро декорированных костей.
Более веселое отношение к релизиозным символам у итальянцев Dolce & Gabbana. Их кресты, розарии и кулоны с Девой Марией не несут трагический подтекст о смертности, хотя дизайнеры использовали иконографику, основанную на сицилийских традициях. Их ювелирные работы - это скорее гимн жизни и человеческих страстей. Чего только стоят тиары бренда, вдохновленные убранством старинного собора Монреале.