Новости и события » Культура » Андрей Алферов о фильме "Остров собак" Уэса Андерсона

Андрей Алферов о фильме "Остров собак" Уэса Андерсона

Андрей Алферов о фильме "Остров собак" Уэса Андерсона

3 мая в прокат выходит мультфильм «Остров собак». Режиссер Уэс Андерсон, озорное дитя американского кино и любимец всех интеллектуалов, снова возвращает нас в свою фирменную страну вечного детства.

«Остров собак» - девятый по счету фильм режиссера и второй, сделанный в технике, которая была испытана еще девять лет назад на «Бесподобном мистере Фоксе». Это веселая кукольная трагедия, пространство которой Андерсон умело превращает в территорию странного, инфантильного бунта детей и самурайствующих псов. Вместо фермерских угодий - вымышленная и очень оруэлловская Япония относительно близкого будущего. У центральных героев голоса первых лиц американского кино, входящих в ближний круг Андерсона: от Тильды Суинтон, Харви Кейтеля и Джеффа Голдблюма - до Греты Гервиг и Билла Мюррея. А еще оскароносная Фрэнсис Макдорманд, Эдвард Нортон, Скарлетт Йоханссон и сама Йоко Оно.

Условный мир Уэса Андерсона, который режиссер традиционно, даже в кукольном варианте, конструирует на основе реальности, теперь включает и вымышленный японский город Мегасаки, население которого переживает эпидемию гриппа. Его переносчиками являются собаки. Четвероногих лихорадит, вспышки агрессии сменяются потерей координации. Людям свирепствующий грипп и вовсе грозит смертью.

Находчивый и неприятный мэр выступает с инициативой временно сослать всех без исключения городских псов, включая домашних, на соседний с Мегасаки мусорный остров, где со времен разрушительного землетрясения лишь ветер гуляет. На самом деле мэр и не планирует возвращать собак обратно, сколько бы ни говорилось о разработке специальной вакцины, которая вот-вот должна победить грипп. Остров мгновенно превращается в настоящее собачье гетто, а жертвой этой чудовищной собачьей депортации становится и пес Спотс, принадлежащий племяннику мэра. 12-летний Атари найдет способ добраться до острова (в конце концов он угонит самолет), чтобы вытащить своего любимца.

Как и в «Бесподобном мистере Фоксе», в огорошивающем своим бешеным напором «Острове...» все зло - от людей, с их природной алчностью и склонностью ко всякого рода заговорам. Люди у Андерсона - существа, с точки зрения собак, непонятые, а потому говорят по-японски. Собакам же автор даровал язык английский. И это самый простой ход в этой довольно сложной кукольной структуре, разработанной целой компанией близких друзей и постоянных соавторов режиссера - Романом Копполой, Джейсоном Шварцманом и примкнувшим к ним японским актером, сценаристом и диджеем Куничи Номурой. Последний мелькнул когда-то в «Трудностях перевода» и андерсоновском «Отеле «Гранд Будапешт"», а здесь к тому же озвучил злобного мэра Кабаяси.

Режиссер, по обыкновению, слегка стесняется. Прячась за формальными упражнениями, шутливым тоном, кукольными декорациями и детскими фантазиями, Андерсон горько шутит о вещах глубоко трагических. Порой даже чересчур. И бог с ней, с конспирологией. Андерсоновские псы за всеми бедами видят кошачий след. Но режиссер в своем привычном дуракавалянии заходит еще дальше. И если «Отель «Гранд Будапешт"», при всей матрешечной структуре, сообщал очень точно пойманный дух мертвой, разрываемой на части предвоенной Европы с карикатурами на фашистов с зигзагами вместо свастик, то «Остров...», если присмотреться, скрывает за своим игровым фасадом базовые механизмы вневременного насилия - сначала отработанного на животных, а потом примененных тоталитарными режимами к человеку.

Собаки у Андерсона - пятая колонна в сильно смягченной редакции; метафора меньшинств всех мастей - от евреев до черных обитателей гористой Джорджии, вечных жертв всевозможных ревнителей этнической и культурной чистоты. За всеми этими цветовыми композициями, грохочущими японскими барабанами, многослойными фактурами, ползущими по экрану иероглифами, цитатами из вестернов и общей ребяческой интонацией скрываются намеки на несовершенство современных социальных институтов с их продажными медиа, латентным авторитаризмом и потоками беженцев, заселивших тысячи и тысячи наспех организованных лагерей-гетто.

Но это ли главное в фильме воспитанного меланхолика, который бунтует как может, ловко переводя свой протест в плоскость иронии, языковой игры или кукольного театра? Нет.

«Остров...» - очередная история побега из условного дома от тоски и рутины, от самого себя. Это еще один сюжет из детства Андерсона, который, повзрослев, раз за разом возвращается домой, чтобы разобраться, в какой же момент жизни что-то пошло не так.

Это воспоминание о фантазии, пережитые эмоции и одновременно представление о том, как эти эмоции следует выражать. При этом Андерсона, сколько бы сказок он ни снимал, не назовешь эскапистом. Он не бежит от реальности, а всегда лишь ее выражает. Выражает, но не подражает. Как художник и вечный ребенок, он по-прежнему мечтает перерасти реальность и выйти в открытый космос большого искусства.

«Остров собак» - еще одна вполне удачная попытка, где кукольные псы обитают в мире, созданном Андерсоном не по принципу реальности, разомкнутом и хаотичном, а по принципу демиурга - метафорически-герметичном. И уже поэтому герои фильма - как и почтенное и несчастное семейство Тененбаум - не вполне реальны. Они лишь тени реальности, ее образы, мифы.

Текст: Андрей Алферов.


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

сегодня 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх