Чтобы помнили: как увековечить память советских жертв нацистов в Германии
Вся Германия помнит о Холокосте, но далеко не каждый немец знает о преступлениях вермахта в странах бывшего СССР. Как это исправить?"На мои семинары приходят студенты из школы и не знают, что такое Бабий Яр, Хатынь, что такое сожженные белорусские деревни", - жалуется специалист по истории Восточной Европы из Боннского университета Екатерина Махотина. Ее сожаление разделяют и другие историки: в Германии мало знают о преступлениях, совершенных нацистами, развязавшими на востоке Европы войну сначала против Польши, а затем - против Советского Союза.
Осталось "мало визуальной памяти о том, что происходило восточнее Аушвица", считает Махотина. В центре Берлина стоит большой мемориал жертвам Холокоста, но нет памятника полякам, украинцам, русским, белорусам, жителям стран Балтии, ставшим жертвами одной из самых чудовищных в истории человечества войн.
Не все преступления нацистов в Германии помнят одинаково
Почему так вышло, может ли исправить ситуацию создание нового памятника в Берлине, и если да, то каким он должен быть? Этим вопросам была посвящена открытая дискуссия в Боннском университете 28 мая. "Мы все в Германии знаем о массовом убийстве во французской деревне Орадур (нацисты разрушили деревню 10 июня 1944 года и убили свыше 600 ее жителей. - Ред.), - приводит пример профессор Мартин Шульце Вессель (Martin Schulze Wessel). - Но в той же Беларуси было около семи тысяч таких разрушенных деревень".
По словам Весселя, историка Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, подчас даже специалисты по региону не знают многих подробностей. Дочери профессора, рассказывает он, подробно изучают в школе эпоху национал-социализма в Германии. Cобытиям же на Восточном фронте - так называли в гитлеровской Германии то, что в СССР получило название Великой отечественной войны - на занятиях уделяется мало внимания.
Почему в Германии говорят не о всех о жертвах нацизма
Такое положение дел беспокоит специалистов по истории Восточной Европы и заставляет их задумываться о причинах. Историки выдвигают разные объяснения. С одной стороны, след оставила эпоха холодной войны, когда контактов между странами было мало. С другой, свою роль мог сыграть тот факт, что Холокост хорошо представлен в книгах и фильмах, в отличие от войны на востоке Европы. Частично объяснение можно искать в меняющейся культуре памяти самих пострадавших народов, говорит Шульце Вессель. Он приводит в пример российское общество, где акцент все больше делают на героически-триумфальной стороне конфликта.
Какого-то злого умысла или попытки умолчания в Германии преступлений нацистов на востоке Европы историки не видят. Преступления против евреев, память о которых жива, были не менее ужасны, чем совершенные между 1939 и 1945 годами злодеяния на территории Польши и бывшего СССР. Как нет и ни одной причины, по которой память о трагедии европейского еврейства могла стать более "удобной", чем о миллионах невинно погибших советских и польских мирных жителей.
Если памятник жертвам нацизма в Восточной Европе, то какой?
В том, что отдельный мемориал для них необходим, собравшиеся в Бонне историки уверены. Да, есть памятные места для поминовения всех пострадавших, и главный из них - Neue Wache на улице Унтер-ден-Линден в Берлине, куда в День народной скорби (назначается ежегодно за две недели до начала рождественского поста) приходят ведущие немецкие политики. "Но когда один мемориал для всех, то он для никого конкретно", - отмечает профессор Мартин Ауст (Martin Aust) из Боннского университета.
Но как увековечить память о жертвах, которые оказались в тени других, не создавая "конкуренции" между ними? Одна из инициатив, поддерживаемая немецким архитектором-градостроителем Флорианом Маусбахом (Florian Mausbach) и группой историков, выступает за создание мемориала польским жертвам немецкой агрессии. Польша - наиболее пострадавшая от нацизма страна, аргументируют сторонники такого памятника.
Но если поставить памятник только польским жертвам, то это может привести к "национализации" памяти о Второй мировой войне: свой мемориал попросят украинцы, белорусы, русские, греки, и так далее, и жест исторического примирения приведет к новым распрям, говорят критики. Екатерина Махотина считает более подходящим предложение, за которое с 2013 года выступает Петер Ян (Peter Jahn), ушедший на пенсию директор-основатель Германо-российского музея Берлин-Карлсхорст. Он предлагает создать памятник всем восточноевропейским жертвам нацистской политики. Кроме того, боннские историки Мартин Ауст и Екатерина Махотина предлагают объявить 22 июня, когда Гитлер и его сообщники начали реализовывать план "Барбаросса", днем памяти жертв нацистской агрессии в Восточной Европе.
Определенную уверенность, что в той или иной форме "пробел в памяти", как выражается Махотина, будет восстановлен, вселяет строчка в коалиционном договоре правительства ФРГ - своего рода плане управления страной на ближайшие четыре года. "Мы хотим увековечить память получивших меньшее внимание групп жертв национал-социализма и осветить их историю. В диалоге с восточноевропейскими соседями мы укрепим в столице память о жертвах немецкой войны на уничтожение на Востоке", - говорится в документе.