Человек в кальсонах открыл одесский фестиваль классической музыки в «Атональной реальности»
Уже по традиции очередной, Четвертый международный фестиваль классической музыки "ODESSA CLASSICS" открылся выставкой современного искусства. На сей раз Музей западного и восточного искусства принял выставочный проект народного художника Украины, академика, профессора живописи, директора Института проблем современного искусства Виктора Сидоренко. Название проекта "Атональная реальность", как точно подметил известный журналист Феликс Кохрихт, заставляет вспомнить о том, что Алексей Ботвинов "атональную музыку не играет, но слушает". Сам же президент фестиваля, народный артист Украины Алексей Ботвинов напомнил, что в залах ОМЗВИ в предыдущие годы показывали выставки одесситов Александра Ройтбурда, Игоря Гусева и Степана Рябченко.
"Мне очень приятно, что я стал первым из неодесситов-художников, участвовавших в фестивале, а в целом над этим проектом я работал более двадцати лет, - рассказал Виктор Сидоренко. - Ваш фестиваль представляет украинское искусство Европе, что помогает нашей стране туда интегрироваться. Мне хотелось бы, чтобы живопись была слышащей, а музыка была видящей".
Трудно сказать, что же такого "атонального" в реальности, где разгуливает семимильными шагами чернокожий человек в кальсонах, явленный в скульптуре, на больших полотнах и небольших фотографиях. К счастью для зрителя, есть кураторский текст, который мы приводим во избежание недоразумений полностью:
"Выставочный проект "Атональная реальность" подчинен двухстороннему поиску гармоничного в атональном и реального в образном; ставит вопросы о социуме, гуманизме и самоидентификации современного человека в контексте социальных и исторических процессов.
Атональность - не есть дисгармония, а есть инверсия целостной общепринятой системы, которую мы пытаемся для себя определить и запечатлеть словесно. Звук, по мнению Сидоренко - это энергия, окружающая нас и воздействующая на нас. Ритм звука имеет свой рисунок, свое графическое изображение или ЗНАК. Потоки звуковых волн спускаются на Землю с определенной частотой и воздействуют на каждую клетку живой материи. Мы сами являемся носителями этих частот и чем чище мы воспринимаем этот звук, тем легче стать тем, кого называют "творцом" или "творческим человеком".
Звук, его частота имеют огромное влияние на человека, и чем чище мы входим в резонанс с частотой солнечных вибраций, тем чище звучит НОТА творчества, вдохновения, здоровья и процветания.
Искусство Виктора Сидоренко является редким примером соединения мощной образности визуального воплощения и активного исследования проблематики взаимодействия субъектов и объектов реальности.
В течение последних лет художник много работает над прорисовкой феномена героя, как некой выразительной метафорой действий, поступков, переживаний и размышлений. Помещен герой в реальный контекст нашего общества. Общества потребления, где герой исполняет его желания.
Персонаж Сидоренко - поисковый персонаж. Он находится в постоянстве поиска точки именования тех координат, в которых расположен. Самоидентификация, "проверка подлинности", бесконечное сравнение с самим собой актуальны во все времена. Принципиальная определенность вектора исследования и развития ее смысловой образности для Сидоренко определилась еще в 1996 году, в проекте "Амнезия", где впервые появился универсальный персонаж - "человек в кальсонах": полуодетый человек в нижнем белье, которое в нашей стране на протяжении почти века носили все социальные слои. Художник считает, что этот персонаж остается актуальным и в 2018 году.
Наш неосознанный, не проанализированный опыт возвращается в общественное сознание неизжитыми мифами и социальными комплексами. Прошлое разрастается до огромных размеров, прирастая в своей нездешности к настоящему, осуществляя экспансию и отнимая пространство.
Иногда прошлое становится просто безграничным. Выставка "Атональная реальность" посвящена герою. Герою нашего времени со следами прошлого на планах в будущее, находящемуся в неистовом желании избавиться не только от груза и ответственности своей памяти, но и от самой возможности рефлексии. Этот герой в поиске, этот герой в пути. История еще не закончена...".
Надо сказать, публика не вполне прониклась проблемами человека в кальсонах, но, как разъяснила сомневающимся арт-критик Ута Кильтер, "автор - академик, может себе позволить". В любом случае, фигура у "поискового персонажа" красивая, ракурсы интересные, и, если пресловутое общество потребления не поймает носителя кальсон за голую пятку, в дальнейшей серии работ он еще может достичь неких духовных высот. Вот такая прелюдия к фестивалю, а первый концерт состоится уже сегодня, 1 июня, в Оперном театре.
Автор - Ирэн Адлер, фото Льва Райзман