Новости и события » Политика » Крестовый отход: Что мешает созданию единой поместной церкви в Украине

Крестовый отход: Что мешает созданию единой поместной церкви в Украине

Крестовый отход: Что мешает созданию единой поместной церкви в Украине

О подводных течениях религиозной реформы в Украине, расколе в недрах украинских представителей московского патриархата, а также - как понимать социологические опросы по заданной теме.

Помните, как пару месяцев назад Петр Порошенко в максимально торжественной обстановке объявил о грядущем создании единой поместной автокефальной церкви в Украине? Тогда никого даже не смутило, что президент светского, согласно конституции, государства полез в религиозные дела, поскольку плачевное положение этих самых дел обязывало. За повальным оптимизмом, правда, не все разглядели два не то чтобы препятствия, но весьма неприятных момента.

Во-первых, население преимущественно не дозрело до таких радикальных, хоть и полезных мер. Разве что в западных областях абсолютное большинство местных жителей изначально высказывались за слияние церквей. Левобережные регионы ведь давно и по привычке живут в атмосфере «всенародного атеизма», где на службы ходят либо ради освящения разнообразного провианта, либо для того, чтобы не выделяться из толпы и не вызывать своим поведением подозрений у окружающих злых языков. Там этот вопрос интереса особого не вызвал.

Во-вторых, «церковь», подчиненная Московскому патриархату, по сути представляет собой не религиозную организацию, а плоховато законспирированное подразделение кремлевских спецслужб. И МП гарантированно попытался бы вставить палки в колеса официальной власти, отказавшись от объединения под благовидным и якобы не имеющим отношения к мнению РПЦ предлогом. Потеря довольно богатой и прибыльной сферы влияния контролировать «братский народ» и его территории Кремлю бы никак не помогла.

Удивительное дело: оба подозрения оказались дельными и жизнеспособными. Сперва в понедельник архиереев УПЦ МП в срочном порядке собрали на совещание с митрополитом Онуфрием. Собрали, ясное дело, для того, чтобы выразить неодобрение инициативы Порошенко и подписать соответствующий документ. Некоторые формулировки заявления откровенно позабавили. Например, утверждение о том, что объединение церквей на самом деле приведет к усилению раскола в религиозной среде. Правда, на первое место «агенты в рясах» все же вынесли риск потерять имеющиеся привилегии.

Обыватели могли упустить две важных детали. Выяснилось, что часть присутствовавших на архиерейском совещании не так давно летала в Стамбул проведать вселенского патриарха. Варфоломею ожидаемо пытались объяснить, что украинская власть неправа и все нужно оставить на своих местах. Наивно полагать, что позиция делегации способна вселить в Его Всесвятейшество малейшее сомнение. Но вот по влиянию «центрального офиса» РПЦ вопросов пока хватает. Да и без одобрения Москвы Онуфрий и его окружение на такие маневры обычно не идут.

Также от общественности умудрились скрыть (пускай и ненадолго) факт раскола внутри УПЦ МП. Под вышеупомянутым воззванием ведь подписались далеко не все митрополиты и архиереи. Неоднократно одобрявшего идею объединения Александра Драбинко, митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского, на встречу, похоже, попросту не позвали во избежание, как сказали бы 30 лет назад, плюрализма мнений. Среди представителей Крыма единством и не пахло - по крайней мере, подписи митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и управляющего Джанкойской епархией архиепископа Алипия под документом отсутствуют.

Но население по старой доброй традиции пропустило важную информацию мимо ушей. И не только в силу приближения четырех выходных, распланировать которые надобно было заранее. Просто уровень вовлеченности украинцев в религиозные дела все еще невысок - это вам не доллар по восемь или периодически дорожающая гречка. Социологический опрос фонда «Демократические инициативы» стал идеальным тому подтверждением, хотя некоторые, напротив, могли усмотреть в его результатах вполне мотивированный оптимизм.

Вот сторонников создания единой поместной церкви, например, оказалось больше, чем противников - 31 процент опрошенных против 20. Но этот вывод на поверку оказывается поверхностным, поскольку остальные 49%, не имеющих четкой позиции или не проявляющие интереса, сознательно или не очень играют в пользу недовольных. Первоочередным объединение считает лишь каждый десятый респондент, что также показательно. В этом-то и заключается проблема: многим все равно, куда бегать с яйцами на Пасху или с орехами на третий Спас. Считанные люди задумываются о том, что влияние РПЦ профильными мероприятиями не ограничивается. Достаточно лишь вспомнить, сколько действующих политиков и управленцев как минимум являются старостами приходов, а то и вовсе вкладывают миллионы в наводнение подотчетных территорий церквушками и храмами Московского патриархата. Кто-то по такому случаю может даже не пожалеть разбитый на месте бывшего еврейского кладбища парк, что особенно символично.

Напоследок стоило бы обратить внимание на столкновение взаимоисключающих мнений. 57% опрошенных считают, что ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в процесс создания единой автокефальной церкви. Жаль, что нет данных касательно того, какой процент от общего числа этих людей радовался тому, что Порошенко лично взялся за религиозную реформу. А ведь таких граждан наверняка было предостаточно.

И непонятно теперь, верить в успешное завершение этой отнюдь не светской реформы или нет.


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх