Женские истории: одесситы сопереживали роковым красоткам на «Немых ночах»
Вопреки опасениям, дождь закончился до того, как на сцене Зеленого театра продолжил свою работу фестиваль немого кино и современной музыки "Немые ночи". Впрочем, публика пришла с зонтами, настроенная ни в коем случае не пропустить мероприятие.
Во вторую фестивальную ночь киноманам показали психологический триллер Георгия Тасина "Ордер на арест" (1926) с музыкальном сопровождением днепропетровской группы "Вагоновожатые".
Сюжет фильма сконцентрирован на фигуре женщины. Красные оставляют город, и глава ревкома Сергей Каргальский просит свою жену Надежду (Вера Варецкая) остаться и спрятать у себя пакет с секретными документами. Что она и делает, и не выдает секрета, даже находясь под арестом, ее долго допрашивает белый офицер-контрразведчик. Современные киноведы видят в этой истории противостояние рациональному миру мужчин и войне. А гораздо умнее было бы покинуть город вместе с мужем, а пакет посоветовать ему спрятать... ну вы поняли, куда. Вот это было бы противостояние, а то спрятался за бабью юбку, интриган.
"Работа была интересная, кропотливая и необычная для нас, - прокомментировал проект фронтмен группы Антон Слепаков. - Не так часто оказываешься в системе координат, когда в одной точке пересекаются прошлое, современность и будущее".
И уже глубокой ночью зрители увидели романтично-приключенческую драму немецко-латышского режиссера Йоханнеса Гютера "Башня молчания" (Der Turmdes Schweigens, 1925).
Вместе с Sed Contra Ensemble фильм, отреставрированный Friedrich-Wilhelm-Murnau-Stiftung, озвучивал финалист Envision Sound Сергей Леонтьев, композитор, член Ассоциации электроакустической музыки Украины.
В "Башне молчания" главная героиня Ева (звезда немого кино Ксения Десни, чей портрет украшает фестивальную афишу нынешнего года) угнетаема уже не мужем, а сбрендившим отцом, стариком-изобретателем. К счастью, есть в этой истории благородный авиатор...
"Тема рока, связанная с образом башни, проходит через весь фильм и представлена лейтмотивом часов, - говорит Сергей Леонтьев. - В целом, музыка выдержана в мрачных тонах, наполненных электронным звучанием аналоговых синтезаторов, всяческих звуковых и тембровых превращений, частью которых являются импровизации живых инструментов. Ориентальные элементы и шумовые картины рисуют колоритный пейзаж пустыни, несколько экзотичный для фильмов такого жанра".
"Немые ночи" подошли к концу, но очень скоро, во время проведения Одесского международного кинофестиваля, встретимся с еще одним проектом Довженко-Центра - это будет ретроспектива "Украинский мюзик-холл".
Увидим украинские музыкальные комедии, снятые на Одесской и Киевской киностудиях в 30-70-е годы прошлого века. Будет забавно!
Автор Ирэн Адлер, фото Льва Райзмана.