В рамках искусства: интервью с оформителем витрин Жан-Кристофом Омасом
Как несколько цветных линий могут украсить, а политкорректность - испортить, знает оформитель модных витрин Жан-Кристоф Омас.
Основатель дизайн-агентства Singular Paris Жан-Кристоф Омас создает сценографию для витрин, презентаций и выставок. Он работал с Фиби Файло начиная с ее первой коллекции для Céline: оформлял витрины, презентации и штаб-квартиру бренда - так в личном кабинете Фиби появилась мебель современных барочных итальянцев DIMORESTUDIO и культовые вещи 1960-80-х годов Джо Коломбо и Арне Якобсена. С приходом нового арт-директора логичен мой вопрос: что дальше? «Конечно, нет», - отвечает Жан-Кристоф, он больше не сможет работать для Céline - и роняет фразу, которую подтвердила бы значительная часть модного мира: «Потому что в профессиональных кругах я ассоциируюсь с Фиби Файло».
С первой круизной коллекции Céline 2010 года Фиби Файло делала акцент на создание гардероба и взаимозаменяемых вещей-инвестиций. В оформлении витрин и презентаций эта идея воплотилась в подчеркнуто сдержанной и дорогой по части материалов сценографии. К примеру, тогда, в 2010-м, в витринах Жан-Кристоф разместил два манекена в твидовых жакетах: один - в черных брюках, другой - в юбке на фоне нечеткого фото с проступившей каплей крови на прикушенной губе - как проблеск эмоции сквозь броню из сдержанных до скуки фактур и оттенков.
До агентства Singular Paris (Жан-Кристоф переименовал созданную им же в 2006-м студию Voici-Voilà) Омас 7 лет работал с Кристианом Лакруа, с 1998-го в команде Louis Vuitton отвечал за визуальные коммуникации - как раз тогда Марк Джейкобс начал делать первые коллекции одежды. После стал фрилансером: сотрудничал с Chloé времен арт-директора Ханны Макгиббон и John Galliano времен Джона Гальяно, парфюмерами Diptyque и L'Artisan Parfumeur, магазинами Colette и Galeries Lafayette, марками разнообразных стилистик и сегментов Mugler, Hermès, Petit Bateau, Eres и Dior. Студентом изучавший текстильный дизайн, он никогда не интересовался плоским форматом 2D, а сразу начал делать проекты по сценографии и оформлению пространства.
В этой части он всегда был сторонником выразительных жестов. Жан-Кристоф любит оформлять вещи в рамки - так они получают больше «самостоятельности». Эффектность приема он оценил во времена работы в Louis Vuitton, когда оформил витрины в стиле цветных композиций американского концептуалиста Сола Левитта. Жан-Кристоф обожает менять цвет и фактуру вещей - к примеру, покрыть бронзовым загаром тропические листья для презентации купальников Eres. «Мне хочется, чтобы витрину воспринимали как картину, которую можно рассматривать на улице», - говорит он. Самыми эмоциональными у Омаса получались витрины, которые он делал вместе с Джоном Гальяно. Они были «шокирующими» - забрызганными искусственной кровью или с гигантскими крыльями из нашинкованной бумаги. «Увы, сейчас все стали бояться сильных жестов», - вздыхает Жан-Кристоф и признается, что политкорректность не идет на пользу в его деле: слишком правильное не вызывает эмоций.
Для описания своих любимых «трюков», помогающих делать вещи более эффектными, он использует слово détournement. Оно появилось в 60-х благодаря философу Ги Дебору, который так называл практику искажения смысла при минимальном изменении вещи. В моде практика придания вещи нового смысла стала главным приемом с легкой руки Мартина Марджелы, что на первых порах казалось сатирой на существующий модный декоративный распорядок - не меньшей, чем гидеборовское «Общество спектакля».
Образ игры - с материалом, воспоминанием, модой - стал главным для первой музейной инсталляции Жан-Кристофа, которая была представлена в брюссельском Центре моды и дизайна MAD в июне в рамках выставки It’s My Own, An Everyday Fashion Story бельгийского дуэта Own, который отдал ее на откуп прикладным художникам - оператору-постановщику, стилисту, архитекторам, флористу, студии графического дизайна. Жан-Кристоф сделал акцент на магнитной пленке из кассет и подвижной пластиковой занавеской покрыл все вещи воображаемой примерочной - так, что все в ней нужно было угадывать.
Этим же, по сути, Жан-Кристоф занимается всю свою карьеру: «Я никогда не вижу коллекцию - только мудборд, поэтому я должен угадать, как она будет в итоге выглядеть, чтобы вещи и оформление сочетались».
Текст: Татьяна Соловей.