Закрашенный герб и Христос в папской тиаре: одесситам показали уникальные иконы с запорожскими казаками
Строгие лики святых смотрят на нас, грешных, со стен и витрин: в Одесском историко-краеведческом музее (Гаванная, 4) работает выставка украинских икон из музейного собрания "Свет веры". Старший научный сотрудник музея Степан Бурлаков подчеркивает: все экспонаты здесь уникальны. Второй такой иконы не найдете... Кроме фигур святых, на некоторых образах присутствуют исторические личности.
На выставке представлено аж семь запорожских икон. Это три большие иконы (оригиналы) с Покровской церкви Новой Сечи, три меньшие иконы (оригиналы) из церкви села Капуловка и список Покровской иконы с кошевым атаманом Петром Калнышевским.
Последняя таит, по мнению доктора исторических наук Тараса Гончарука, немало загадок. Во-первых, в барочном овальном обрамлении внизу какой-то черный выем - вероятно, в оригинале там был раньше герб войска Запорожского, который позднее закрасили. Оригинал, увы, утрачен, но и на списке черный овал выпуклый - то ли издержки реставрации, то ли под слоем краски и лака тоже скрывается герб. Ведь императорский двор преследовал самого Калнышевского за излишнюю независимость, в том числе и финансовую, расформировал Запорожскую Сечь, видимо, герб оказался под запретом. Хорошо хоть сама фигура Калнышевского и изображения казацких старшин уцелели. Понятное дело, на них не молились, но присутствие светских персонажей в пространстве иконы было в европейском духе.
Влияние западноевропейского барокко сказывается на украинских иконах по-разному. Бывало, что религиозные сюжеты представали на светских, по сути, полотнах. С другой стороны, обычные для православия образы писались в заимствованном стиле. Так, на иконах восемнадцатого века "Моление о чаше" и "Царь Царей с Архангелами Михаилом и Гавриилом" Христос увенчан тройной папской тиарой, прочие фигуры изображены в стиле позднего барокко, вся композиция украшена богатым растительным орнаментом. Народно-примитивная школа иконописи тоже оказала свое влияние, некоторые иконы словно начертаны детской рукой. А наличие в наших краях старообрядцев привело к созданию строгих образов, без орнаментов и вычурных резных рам.
Музейная коллекция икон формировалась разными путями. Большая часть некогда принадлежала Одесскому обществу истории и древности. Так, в 1839 году создатель и секретарь общества Николай Мурзакевич подарил организации список храмовой иконы "Покров Богородицы" (1836) из Никополя. В 1879 году в музей общества (ныне Одесский археологический) были переданы иконы из ризницы Покровской церкви села Капулевка Екатеринославского уезда. Это иконы восемнадцатого столетия "Три святителя", "Одигитрия", "Святой Владимир" и "Тайная вечеря". Из бывшей церкви села Покровского в музей общества попали также иконы "Моление о чаше", "Святой Николай" (1764), "Царь Царей".
В 1956 году археологический музей передал часть своих экспонатов краеведческому. 1970-1980-х годах государственные учреждения передавали в краеведческий музей иконы из заброшенных церквей.
В этом году празднуется 1030-я годовщина Крещения Руси, и каждый посетитель выставки "Свет веры" может не только полюбоваться старинными иконами как творением рук неизвестных мастеров, но и принести святым образам свои молитвы, ведь они и были когда-то, как говорят, "намоленными".
Автор - Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева.