Почему дерутся народные депутаты
Люди пускают в ход кулаки, когда иссякают словесные аргументы. Верховная Рада Украины по природе своей дискуссионный клуб, где потасовок в принципе быть не должно. Однако они случаются все чаще и чаще, становятся все жестче и жестче. В ходе хронологически последней стычки пострадала женщина-депутат Александра Кужель. Атакующим был мужчина, Андрей Тетерук, что стало вопиющим нарушением негласных правил парламентских боев. Из-за чего же депутаты так рвутся в бой?
Идея стоит ссадин
Гипотетически у депутатов должно срывать нервы из-за идеологических разногласий. Хроника украинского парламентаризма вроде бы подтверждает эту теорему.
Ведь самая зрелищная драка произошла в апреле 2010 года. Чем она запомнилась? Тем, что в ней был задействован сессионный зал, обстрел велся яйцами и дымовыми шашками, а предметом боя стали так называемые харьковские соглашения, которыми база ВМФ под Севастополем сдавалась Украиной в долгосрочную аренду РФ в обмен на скидку цены на газ. По сути, политики защищали украинскую территорию, каждая сторона на свой лад. Пострадала тогдашняя оппозиция: Олесь Доний получил сотрясение мозга, Владимиру Карпуку повредил нос. В мае 2012 года сессионный зал стал ареной сражения за украинский язык: попытка проголосовать законопроект "регионалов" о языковой политике вызвала возмущение оппозиции. Исчерпав аргументы, стороны сошлись в схватке. Один из авторов, Вадим Колесниченко, отделался разрывом рубашки, а его коллеге Николаю Петруку разбили голову.
Стоит отметить, что, по идейным соображениям депутаты бросаются друг на друга только в том случае, если вопрос весомый.
Ничего личного
Не менее ожесточенными в парламенте были сражения на почве неприятия политических оппонентов как таковых. Особенно часто сходились в бое "нашеукраинцы" и коммунисты. В 2006 году последние заблокировали зал, чтобы не пустить тогдашнего президента Виктора Ющенко выступить с Ежегодным посланием. Пропрезидентская фракция не пощадила здоровья, лидер фракции Николай Мартыненко повредил нос.
В декабре 2013 года лидер фракции ПР Александр Ефремов обозвал фракцию "Свобода" фашистами, вспыхнула драка в зале, несколько пострадавших.
Фейсами не вышли
Схватки за идею понять можно. Но гораздо чаще депутаты тузят друг друга из-за личной неприязни. Первая стычка парламента текущего созыва вспыхнула в начале декабря 2014 года между депутатом Владимиром Парасюком и представителями фракции БПП и, предположительно, стала реакцией на фразу "здесь тебе не Майдан", адресованной депутату Парасюку.
Черная кошка пробежала в феврале 2015 года между депутатами Егором Соболевым и Вадимом Ивченко. Они тузились в зале, в кулуарах, затем устроили бой до первой крови, - у Егора Соболева была разбита губа, у обоих ссадины и синяки. Формально парламентарии не смогли сдержать эмоций из-за подозрений в сливе компромата друг на друга.
В марте 2015 года лидер фракции РПЛ Олег Ляшко в кулуарах выяснял отношения "на кулаках" с экс-депутатом своей фракции Сергеем Мельничуком, который в тот день вошел в группу "Вола народа". Стороны отделались ссадинами, пострадал пресс-поинт.
Но самым эффектным на почве личной неприязни остается поединок мая 2011 года между первым вице-спикером ВР Адамом Мартынюком и лидером Радикальной партии Олегом Ляшко. В ответ на назойливость депутата Мартынюк попросту перебросил его через барьер ограждения. А хотя... Александр Шевченко также знатно поколотил главного радикала страны.
Шерше ля фам
Женщины в парламенте – особая статья. По умолчанию, их в драках не задействуют и не увечат. Драка, как и война, не женское дело. Правда, народный депутат Лилия Григорович как-то пыталась поджечь себя в зале, но, со времен Жанны Д’Арк сожжение героинь воспринимается как политическая традиция. Впрочем, Лилию Григорович вовремя остановили.
Но в последнее время украинский парламент становится небезопасным местом для прекрасных дам. Так, в ходе упомянутой драки между "регионалами" и "свободовцами" из-за слов Ефремова впервые в схватке депутатов пострадала женщина. Ирине Сех разбили очки и лицо. Впрочем, она в бой не рвалась.
Схватка между Андреем Тетеруком и Александрой Кужель вроде бы особо веских причин не имеет. Но таковые, безусловно, есть. В ответ на действия Тетерука женщины Верховной Рады потребовали от парламентария отказаться от мандата, но тот заявил, что сотрясение мозга пострадавшей – результат того, что она сама натолкнулась на бутылку. Хотя факт вопиющий, так как, пострадала женщина, следует отметить, что Александра Кужель отличается боевым характером. В декабре 2012 года, возмутившись тем, что "регионалы" голосовали чужими карточками, она выхватила одну из них, в результате, в зале произошла потасовка.
Хотите мандат - или остаться с носом?
Так что, быть депутатом – это далеко не мирное занятие. Впрочем, девизом всех украинских политиков в этом смысле является легендарная фраза нынешнего премьера Арсения Яценюка "пуля в лоб так пуля в лоб". Но то на Майдане. В парламенте своя специфика повреждений.
Междепутатское членовредительство имеет свои зоны опасности и безопасности. Чаще всего страдают те части тела, которые "выступают за контур": нос, руки. Но если сломанных депутатских запястьев можно насчитать одно-два, то сломанных или разбитых депутатских носов куда более трех.
Наиболее уязвимой, как показала летопись драк Верховной Рады, является голова. Сотрясение мозга – самое тяжкое повреждение, но пока что, к счастью, не слишком частое. Ссадины и кровоточивые раны – повреждения не слишком приятные, но, хотя бы, не угрожают жизни.
В редких случаях есть риск заработать синяки по всему телу. Во всяком случае, была потасовка, когда депутаты били друг друга ногами: упомянутое использование чужих карточек для голосования, в результате чего, "регионалы" избили ногами депутата Олега Медуницу.
Скрытая агрессия в прогрессии
Помимо естественных причин, парламентские драки могут быть и приемами для отвлечения внимания от куда более опасных тем. Если взять, к примеру, четверговую драку, на таком фоне на второй план отошли евроинтеграционные проекты и небесспорный Трудовой кодекс, которыми занималась Верховная Рада.
Но это лишь верхушка айсберга. Глубинные причины драчливости народных депутатов кроются в особенностях политпроцесса как такового. Несложно заметить, что уровень "кулаковости" заседаний растет перед выборами и после них. Обычно повышенную двигательную активность проявляют оппозиционные фракции.
Однако если драчливым оказывается весь созыв, есть о чем задуматься. Во-первых, почему традиционно активничает оппозиция? Потому, что ее, опять же, традиционно, зажимают. (Или ей кажется, что зажимают). Оппозиции положено ходить в обиженных, до поры до времени. Как только объем ущемлений достигает критических отметок, оппозиция (или оппозиции) рвутся в бой, доказывая свою силу – силой.
Провластные фракции также грешат драками. Особенно в этом смысле отличились "регионалы". Но и проющенковские парламентарии также рьяно отстаивали своего президента. Почему, ведь их-то никто не ущемляет и не зажимает. Судя по парламентским дракам, это происходит тогда, когда оппозиция становится привлекательнее провластного лагеря или провластные фракции теряют популярность.
И, наконец, глубинная первопричина парламентских драк, - она сходна с причиной потасовок в общественном транспорте, в школах, на стадионах и т. п. Когда приходится много дней подряд трудиться в тесном и душном помещении, да еще с несимпатичными тебе людьми, поневоле "сорвет крышу". Выказать усталость и недовольство работой депутата – поставить "крест" на политической карьере. Приходится терпеть, но терпение ведь не резиновое. В плане комфорта, сессионный зале отнюдь не голубая лагуна: тесно, многолюдно, воздух спертый, особенно на вечерних заседаниях. Так и происходят спонтанные вспышки эмоций, выдавая бунт подсознания, иногда индивидуального, но чаще – коллективного.
Исходя из этого, драки в Верховной Раде будут продолжаться с ростом напряженности по экспоненте. Кстати, есть и еще одна зависимость. Чем сложнее в стране экономическая ситуация, чем глубже кризисные явления, тем чаще и ожесточеннее драки в парламенте. Похоже, и украинская Верховная Рада относится к той же категории.
Лилия Брудницкая