Новости и события » Культура » Театр: между зрителем и экономикой

Театр: между зрителем и экономикой

Театр: между зрителем и экономикой

"... В театральном быту термин „кассовый спектакль“ часто употребляют как характеристику его низкосортности. Беда и грех театра - погоня за кассовостью, которая приносит успех у эстетически отсталой части публики. Однако успех этот недолгий. Некоторое время все будут довольны, но... потом придет возмездие.

Оно придет из того же зрительного зала. Партер опустеет, и доверие к театральной труппе утратится... Никакие премьеры, никакие режиссерские и антрепренерские уловки не помогут... В небольшом провинциальном Николаеве творческая репутация театра будет потом восстанавливаться десятилетиями...

Нельзя играться с публикой в комфортные переаншлаги, нужно много работать с репертуаром. Ведь люди, купившие билеты на премьеру, являются носителями своего неповторимого жизненного опыта и эстетических потребностей. Чтобы зритель пришел сюда второй и третий раз, репертуарные постановки должны откликаться на нужды сегодняшнего дня... Потакать низменным потребностям человека - самый порочный мотив репертуарной политики...".

Этот текст взят из мемуаров Александра Алексеевича Измайлова - знаменитого театрального критика, пародиста и антрепренера, который 12 ноября 1916 года решил пообедать в ресторане николаевской гостиницы "Salem".

Поздняя осень 1916-го...Плохое время в Российской империи. Введен сухой закон, потому официанты разливают "Смирновскую" из кофейника в фарфоровые чашки. Александр Измайлов ждет своего приятеля - местного руководителя передвижной труппы Павла Синельникова. Последний опаздывает на встречу.

Клиент просит чернильницу и пишет на салфетке текст, который через 11 лет благополучно перетечет в его знаменитые "Мемуары театрального антрепренера". Книжка была напечатана сначала в 1927 году в Вене и через четыре года повторена в Лондоне.

Это первое издание по театральному менеджменту, где отразилось вечное противоречие экономики спектакля и зрительского ожидания сценического действа.

Зрительское ожидание сценического действа

В начале ХХ века экономика провинциального театра, по меткому выражению Александра Измайлова, "блуждала в потемках посередь солнечного дня". Даже самые опытные антрепренеры не могли предугадать реакцию публики на тот или иной спектакль. Если "Сестра Беатриса" (Метерлинк) давала в Кишиневе, Одессе и Херсоне полные сборы, то в Николаеве постановка едва набирала четверть кассы.

Люди "голосовали рублем" и почему-то не хотели идти на качественную премьеру, но могли по непонятным причинам устроить переаншлаг на "проходном" водевиле.

Предсказуемый результат имели только гастроли звезд мировой величины: Шаляпина, Заньковецкой, всех Тобилевичей, которые в составе антрепризы Ивана Любимова посещали Николаев.

Однако звезд было мало, а сценической аренды - много. Антрепренеры не могли и не умели определять зрительские ожидания. Они не знали, что такое "репертуарная политика гастрольной труппы", терпели убытки и молились своему Богу, мечтая выиграть в этой лотерее.

Александр Измайлов стал первым театроведом, внятно сформировавшим понятие "общественно значимый репертуар". В ресторане николаевской гостиницы "Salem" он буквально "на пальцах" объяснил местному антрепренеру Павлу Синельникову, как нужно управлять ожиданием публики.

Сегодня это называется "воспитать своего зрителя".

Все просто:

1. Хочешь стать "своим" для зрителя? - Полюби его.

2. Хочешь полюбить зрителя? - "...Узнай его потаенные мысли, узнай, что витает в городе, узнай одиозных полицмейстеров, околоточных, дворников и прочих чиновников. Узнай об этом городе все!".

3. "Переиначь пьесу применительно для этого городка... Сделай поправки в сценарный текст. Пусть это будет Эсхил или Софокл - всегда найдется событие, которое будет сопутствовать городским анекдотам и скрытым устремлениям...".

4. "Не зли и, тем более, не раздражай народ излишними умствованиями. Будь тонким и сдержанным... Они живут в этом городе, они платят тебе за сцену...".

5. "Не вздумай разделять обывателей на благородных и чернь, неграмотных и ученых. Давай всем понять, что перед искусством равны и аристократы, и простые мещане...".

6. "Главное дело: до своего приезда в город прислать незаметного коммивояжера, чтобы узнать о предпочтениях местной публики поболе, чем заезжий ярмарочный балаган...".

Если говорить современным языком, то Александр Измайлов советует провинциальным антрепренерам актуализировать сценарные тексты пьес применительно к реалиям тех городских общин, куда труппа приезжает на гастроли.

Как узнать, что волнует горожан, а что их оставляет равнодушными? Даже в условиях стационарного театра изменить сценарный текст пьесы под конкретный город - задача трудная, а в условиях гастрольной жизни - неподъемная.

Тем не менее бизнесмены от театра с радостью ухватились за свежую идею. Они посылали своих агентов по гастрольному маршруту, а затем, пользуясь информацией, "актуализировали" свой репертуар.

Менять сценарий в угоду конкретному зрительскому ожиданию - дело неблагодарное. На практике все выходило беспомощно и печально.

Вот выдержка из "Театрального вестника" № 2 от 1916 года. Автор рецензии под псевдонимом "Комар" пишет: "Александрийская разъездная труппа в голубевской (Василий Голубев. -.) антрепризе на День Тезоименитства Государя Императора дала в Николаеве „Жабье болото“ - вольное изложение комедии Аристофана „Лягушки“. Название себя оправдало. Это именно „Жабье болото“, а не знаменитые „Лягушки“. Во-первых, жабы, по действию, квакали не на подземной реке Ахерон, а на местной пристани Южного Буга, во-вторых, эти мерзкие твари с перепонками на ногах спорили не о величии творений Софокла, Эсхила и Еврипида, а говорили о содомистских наклонностях начальника городских музыкальных классов, мздоимстве ветеринарной таможни и пародировали заику-полицмейстера... Приличная публика покинула бенуар еще до антракта...".

Лобовая актуализация классических текстов низводила спектакль до уровня балаганного представления. Антрепренеры вновь терпели убытки, но... с тупым упорством продолжали в условиях гастролей пользоваться сложным инструментом стационарного театра, который вошел в современный театральный менеджмент под названием "воспитание своего зрителя".

Воспитание своего зрителя

Воспитание своего зрителя - традиция европейских театров, которая сильно деформировалась с древних времен античности. Публика "варварских королевств" изменила классический театр Греции своим менталитетом. Трагедия превратилась в героическую драму, а комедия обрела мелодраматическую природу.

Тем не менее современные антрепренеры - директора театров - умеют воспитывать зрителя. Это происходит незаметно для публики, но... все-таки происходит. Без этого процесса театральная жизнь умрет. Актерские труппы в Николаеве духовно лечат зрителя. Репертуарная политика и актуализация сценарных текстов идет на уровне мастерства актеров и грамотной режиссуры. Зритель получает эмоциональный продукт от всех театральных цехов - своеобразный аналог гомеопатического средства, которое действует не вдруг и не сразу, а только после курса лечения.

К примеру, Русский театр противопоставляет всем житейским конфликтам свою систему установок и образов. Он создает в сознании зрителей позитивную модель поведения. Репертуарная политика, которую формирует художественный руководитель, откликается на эмоции людей в партере... либо "транквилизатором" в годы стрессов, либо спасительным адреналином в месяцы "застоя".

В Николаевском Русском театре больше всего комедий, водевилей и фарсов ставили в мутные 90-е, а героическая драма превалировала во времена президентства Ющенко и Януковича.

Помните стрессовое состояние людей в середине 90-х. Купоны, гиперинфляция, бюджетникам не дают месяцами зарплату, рост преступности, тотальное одиночество человека и... взрыв суицидальных смертей. А в это время в театре... - психотропная таблетка - две недели подряд (!) "Олимпийки". Здесь подсознательный посыл публике: "Этим столичным барышням было еще хуже, чем нам! Значит, мы тоже выживем!".

Однако сводить весь театральный менеджмент к фрейдистскому коллективному бессознательному - значит, намеренно искажать ситуацию в городе. Здесь нужно обратиться к первому лицу - человеку, который отвечает за жизнеспособность Русского театра. В своем интервью одному из местных телеканалов Артем Александрович Свистун, сегодняшний художественный руководитель труппы, озвучил свое видение "роли театра в городской общине". Мнение взвешенное.

Вот прямая цитата: "....Как новый директор, я воплощаю своего рода взгляд со стороны. Я пришел в театр как молодой опытный человек и определял, „во кого“ хочу изменить нашего зрителя. По истечении года можно сказать следующее: мы улучшили репертуарную политику театра. Некоторые спектакли, которые показывались уже долгое время, заморозили и даже списали. Вместо них включили в программу много новых постановок. Был организован клуб театралов - учителей русского языка и литературы. Они предложили синхронизировать репертуар театра с произведениями, которые проходятся в школьной программе. Так можно привлечь школьную аудиторию. Теперь проводятся студенческие встречи. По средам и четвергам мы проводим экскурсии по театру, знакомим студентов с театральной деятельностью. В качестве эксперимента спектакли теперь выезжают за пределы театра. Например, мы ставили спектакль в „Замке Тамплиера“. Приехали зрители из Одессы и Херсона. В Европе выезды театров в живые декорации практикуются давно...".

Вот так вот. И помните: в театр нужно ходить. Пялясь круглые сутки в смартфон, монитор и телевизор, мы все очень скоро деградируем.

Рестораны


Сучасні та економічні методи зведення будівель

Сучасні та економічні методи зведення будівель

У сучасному будівництві швидкість, економічність та універсальність є ключовими факторами при виборі технологій і матеріалів. Швидкомонтовані сталеві будівлі повністю відповідають цим вимогам, завдяки чому вони набувають великої популярності у різних сферах...

сегодня 10:39

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх