Кремль ошибается, рассчитывая на скорую отмену санкций
Как только речь заходит о западных санкциях, президент России Владимир Путин очень быстро входит в раж и начинает повторять, как мантру, что они нарушают международное право и вредят как российской, так и мировой экономике. Но ему лучше пока не надеяться на скорую отмену санкций, поскольку участники запланированного на декабрь саммита ЕС собираются продлить их еще на полгода, по словам осведомленных источников, близких к руководству Евросоюза и Германии.
Ограничительные меры против Росссии истекают в конце января следующего года. И в то время как страны юга Европы в основном выступают за их отмену, жители Восточной Европы настаивают на еще большем ужесточении штрафных мер против России. В качестве компромисса предлагается обсудить продление санкций еще на шесть месяцев, поскольку для их полной отмены пока нет никаких оснований - и такую позицию поддерживает и канцлер Германии Ангела Меркель. В ходе недавней встречи с Путиным в Кремле немецкий министр экономики Зигмар Габриэль выступил с сенсационным заявлением, предположив постепенно отменить санкции, чтобы привлечь Россию в качестве партнера к урегулированию сирийского конфликта. Однако глава ведомства федерального канцлера Петер Альтмайер моментально дал понять, что Берлин не изменит своей позиции, а канцлер Меркель вновь заверила, что вопрос санкций непосредственно связан с реализацией Минских мирных договоренностей.
А до этого, как считают в Германии, еще очень далеко: «В настоящий момент Россия изо всех сил старается делать вид, что будет выполнять Минские соглашения, и возлагает вину за нарушения перемирия на Украину», - сказано в заявлении одного из членов федерального правительства. Берлин настаивает, что западные меры против Москвы могут быть смягчены только в случае реального выполнения Минских соглашений, когда ситуация на российско-украинской границе будет находиться под международным контролем. Любые другие сценарии отмены санкций лишь усугубят ситуацию в Украине и заставят ЕС выглядеть неубедительно.
При этом мнения об эффективности антироссийских санкций разнятся: по оценке правительства Германии, эти меры оказывают свой эффект и уже привели к тому, что экономический рост России в 2015 году значительно сократился. Если санкции будут продлены, то Москве вновь не придется рассчитывать на возобновление роста российской экономики и Путин это знает. Хотя сам российский президент Владимир Путин на недавнем заседании Валдайского клуба в Сочи заявил: «Экономика России испытывает несколько проблем, санкции играют определенную роль, но не определяющую». По его мнению, решающее значение в этом вопросе имело падение цен на главные статьи российского экспорта - нефть, газ и металлы. И это связано с тем, что России до сих пор не удалось преодолеть собственную зависимость от экспорта полезных ископаемых.
Действие санкций, первая серия которых была принята еще в июле 2014 года, а также путинских антисанкций, первыми ощутили на себе простые граждане России, которым пришлось взвалить на себя крымскую ношу, констатирует международное рейтинговое агентство Moody’s. Впервые с момента прихода Путина к власти в 2000 году население России столкнулось с сокращением реальных доходов не менее чем на 10%. А резкое повышение в России цен на продукты питания, вызванное, в частности, запретом импорта западного продовольствия, нанесло наиболее болезненный удар прежде всего по людям с невысоким уровнем доходов. По оценкам Moody’s, общая экономическая ситуация в России также обострилась: промышленное производство сократилось на 2,8%, несмотря на меры по импортозамещению, инвестиционный климат ухудшился, а ВВП сократился в третьем квартале на 4,6%. Попытки Путина переориентироваться на Китай и заменить некоторые продукты отечественными почти не возымели эффекта, поскольку торговый оборот с Китаем за первые 8 месяцев текущего года рухнул на 29%. В то время как идея импортозамещения провалилась во всех областях, за исключением пищевого сектора, уверяют эксперты Moody’s.
В недавнем отчете Немецкого института экономических исследований говорится, что экономические санкции, введенные Западом после аннексии Крыма, играют лишь второстепенную роль - хотя эксперты особо поясняют, что этот вывод справедлив только для краткосрочной перспективы. Если же санкции продлятся дольше, то это способно «начительно замедлить российскую конъюнктуру. Именно на это и рассчитывает канцлер Меркель, которая с самого начала в ответ на критические замечания о бессмысленности санкций советовала запастись терпением и «дождаться момента, когда они подействуют. Немецкая экономика при этом напрямую ощущает на себе, что эти санкции не заставят Кремль сменить курс. Но глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер уверен, что если бы Берлин поддался призывам к отказу от санкций, то конфликт на востоке Украины уже расширился бы в южном направлении. Поэтому глава немецкой дипломатии требует продолжать политическое давление на Москву, а при необходимости дополнить его и более жестким экономическим давлением.