IMovie: Домашняя киностудия
В это почти невозможно поверить, но до начала октября 1999 года любительского кино практически не было. Это было невозможно технически. И вдруг...
Представляем вашему вниманию восьмую часть серии статей об iMac. Предыдущие части вы также можете найти на страницах AppleInsider.ru (часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7)
Незадолго до 5 октября 1999 года произошло событие, которое, как может показаться на первый взгляд, опровергает утверждение о технической невозможности любительского кино. Был один успешный проект! Что-то про ведьм. Для его реализации потребовалось 60 тысяч долларов (а чего потребовал спонсор, предоставивший эту сумму, я просто не знаю).
Скорее всего, Apple Special Event 5 октября 1999 года был самым первым специальным событием Apple в истории. И одним из самых насыщенных, интересных и важных.
Молодой и задорный Фил Шиллер, здоровый и артистичный Стив, iMac нового поколения (о котором я расскажу в следующий раз), Mac OS 9 и PowerMacintosh G4. Еще были интернет-утилиты: Sherlock II (как мне его не хватает!), VoicePrint (авторизация по голосу), Keychain (ну, с этим все хорошо и сейчас) и другие. Интернет утилитами эти и несколько других технологий назвали устроители Apple Special Event.
А еще был iMovie. Главный герой нашего сегодняшнего повествования. Это было программное обеспечение, которое поставлялось в комплекте с некоторыми моделями компьютеров фактически "за бесплатно", но компакт-диски с которым охотно покупали на eBay за 100 долларов. Так было до тех пор, пока Apple не разместила iMovie на своем сайте для бесплатного скачивания.
О полезности голливудских магнатов во главе компьютерных компаний
Рано или поздно кто-то придумал бы что-то подобное... Число видеокамер в мире давно достигло критического уровня. Люди снимали события своей жизни, необычные события, поведение животных (иногда рискуя жизнью), концерты и просто вид из окна.
Запечатлеть мир в движении было слишком просто... Но результаты разочаровывали. Их легко можно было отличить от профессиональных.
На камеру попадает много лишнего. Человек - существо изобретательное, редактировать видео можно было с помощью двух соединенных между собой видеомагнитофонов, но те, кто поверил авторам, описывающим эту технологию, и попробовал ее на практике, быстро возвращались к услугам быстрой перемотки.
Недаром профессиональным видеоинженерам платили огромные зарплаты. Программы для превращения сырого видео в осмысленный и приятный для просмотра видеофильм стоили очень дорого, требовали еще более дорогого железа, и все это не было рассчитано на пользователя, не посвятившего всю его жизнь видео.
Стив посвятил этой стороне реальности большой кусок своей жизни. Pixar, компьютеры и студия... Он тоже не был профессиональным видеоинженером, но был в курсе того, чем они занимаются. "Нахватался"? Пожалуй, да - но он удивительно быстро схватывал суть. А жизненный опыт отучил его от самоуверенности. Уроки были жестокими. При необходимости, он смог бы редактировать видео сам. Даже без iMovie.
Еще совсем недавно, когда процессоры были прожорливыми, а память (как дисковая, так и оперативная, особенно последняя) безумно дорогой, это было бы абсолютно нереально. Но теперь все изменилось. Наглый замысел Стива, реализация которого началась еще в 1997 году, превратился в один из совершенно секретных проектов компании. В 1998 году проект переименовали в iMovie. Предыдущее название мне неизвестно.
В 1997 Apple, в основном, увольняла людей и закрывала проекты. iMovie был исключением. У Стива были знакомые среди талантливых инженеров в этой области, в закрываемых проектах Apple. Это были мастера превращения интерфейсов в удобные и понятные. Затея Джобса казалась авантюрой, но, по мере превращения глобальной задачи в понятные и обозримые подзадачи, авантюра превратилась в немного необычный, но вполне реальный проект.
FireWire, или IEEE 1394
Одомашнить технологию видеоредактирования Apple было проще, чем любой другой компьютерной компании в мире. Еще в 1986 году именно здесь разработали FireWirе - еще одну технологию передачи данных- и запатентовали ее. По скорости передачи данных и по простоте применения эта технология не имела себе равных.
Проект Apple, в рамках которого разработали FireWire, вскоре после ухода Стива Джобса был закрыт. Технология никого не интересовала, пока о ней не узнали производители видеокамер.
Купив лицензии на FireWire на очень вольных условиях, компании использовали ее в своих продуктах под несколькими разными именами. SONY называла ее i.Link, Texas Instruments поставляла ее реализации производителям видеотехники под названием Lynx, возможно были еще какие-то вариации - но у Apple оставались все права на эту технологию и вся информация о ней.
Как вводить данные в еще несуществующий редактор цифрового видео и в каком виде их следует выводить, было абсолютно ясно. Данные через FireWire, который поддерживают все заслуживающие внимания камеры, поступают на вход. Выводятся либо обратно на камеру (и на обычную видеокассету), либо сжимаются в QuickTime-формат (видео в этом формате в 1997 году уже неплохо поддерживалось в Интернете).
Поэтому на новой модели iMac появились разъемы FireWire, а через некоторое время они появились на всех Mac’ах.
Процесс редактирования
Нет необходимости описывать в деталях процесс подготовки сырого цифрового видео к его редактированию. Пользователь видел только элементы, сведенные к обобщенным типам и видам, каждая с понятным именем. Видео и аудио фрагменты, видео состоит из кадров, в программе реализованы десятки всевозможных эффектов. Кадры и фрагменты можно перетаскивать с позиции на позицию в редактируемом фильме, их можно вырезать и вставлять...
Кроме того (почему-то именно это больше всего восхищало неофитов), программа умела добавлять к видео заглавные (и любые другие) титры, бегущие списки "авторов и актеров" и другие атрибуты профессиональных фильмов.
Редактировать фильмы было достаточно просто, чтобы десятки тысяч людей принялись за это непростое (даже в iMovie) дело. А Apple одновременно с iMovie выпустила компьютер с полной ее поддержкой.
Продолжение следует