Бытовой бред, или Два на одном: в одесском Доме клоунов читали пьесу «Осторожно, ремонт!»
Открытые читки входят в моду с легкой руки одесского ТЮЗа. Вот и актер театра "Маски" Александр Постоленко пригласил публику на такое мероприятие, почти спектакль. Даже сцену оформили при помощи предметов мебели, придуманной художником Александром Батеневым для других спектаклей, идущих в Доме клоунов. Собственно, текст можно расцветить "клоунскими штуками" - маляры могут прилипать к обоям, переворачивать поддоны с краской, и все такое по ходу действия. Цель читки всегда очевидна: привлечь внимание к драме и драматургу, получить интересный опыт от соприкосновения с материалом, да если еще удастся найти режиссера для создания постановки, будет идеально. Но и текст в чистом виде звучит очень интересно.
Александр не скрывает: ему обидно, что замечательный одесский писатель Сергей Четвертков известен в Одессе только как сценарист ряда фильмов Киры Муратовой ("Письмо в Америку", "Три истории", "Настройщик", "Второстепенные люди"), а ведь это талантливый поэт и прозаик. Под псевдонимом Сергей Шикера (девичья фамилия матери писателя) он опубликовал в российском литературном журнале "Волга" уже три романа: "Стень", "Выбор натуры" и "Египетское метро" (в последнем ярким эпизодом проходит история конфликта двух художников, Александра Ройтбурда и недавно ушедшего из жизни Леонида Войцехова, и нельзя сказать, будто автор принимает в этом конфликте чью-то сторону, иронии в равной мере отсыпано каждому участнику).
Прежде всего, Постоленко обрисовал действующих лиц, трех маляров: "Коля - с историей, которую мы никогда не узнаем, это человек читающий, который почему-то стал маляром. Толик - наивный молодой парень. Есть еще герой по имени Усски, но о нем вы все поймете из текста... Эти диалоги были написаны Сережей для сериального проекта, однако не вписались в формат, уж очень странные персонажи, муратовские... Я их собрал и адаптировал для сцены".
Александр читал реплики всех героев и ремарки максимально бесстрастно и отстраненно, с возвышенной грустью "белого" клоуна, для которого весь этот бытовой бред или бредовый быт очевиден и понятен, но не отмахнуться же от таких серьезных и смешных людей с их проблемами, которые они обсуждают, орудуя валиками под радио "Шансон"...
КОЛЯ. И ты, значит, согласился?
ТОЛИК. Согласился.
КОЛЯ. Надел?
ТОЛИК. Надел.
КОЛЯ. Я бы не надел.
ТОЛИК. Это почему же?
КОЛЯ. Потому что это грех. Я видел, папа римский выступал. Ясно все объяснил.
ТОЛИК. А я вот надел.
КОЛЯ. И что дальше?
ТОЛИК. А дальше она сказала, чтобы я надел еще один.
КОЛЯ. Это еще зачем?
ТОЛИК. На всякий случай.
КОЛЯ. И что, ты надел еще один?
ТОЛИК. Ничего я больше не стал надевать.
КОЛЯ. И был абсолютно прав.
ТОЛИК. Я не надел, потому что у меня был только один.
КОЛЯ. Слава Богу. И что дальше?
ТОЛИК. А ничего. Оделся и ушел (пауза).
Как все это перекликается с рассуждениями о действии цвета Василия Кандинского, где сон перетекает в явь, а реальность - причудливей безумия, зрители ощутили и без всякой режиссерской постановки. А почему бы Александру Постоленко самому ее не осуществить? Пока об этом речь не идет, а на читку по крайней мере еще одной своей пьесы, вдохновленной кинематографом, артист обещает в скором времени пригласить.
Автор - Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева