«Понять другой пол невозможно». В Одесской русской драме «замахнулись» на Шмитта
На лабутенах - ах!
Под занавес прошлого сезона Одесский академический русский драматический театр выпустил премьеру, которую тогда успели увидеть немногие. Теперь, после отпуска, «Тектоника чувств» по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта (перевод Ирины Мягковой, режиссура Анатолия Антонюка) начала свою регулярную сценическую жизнь.
Тема любви всегда будет востребована театральной публикой - надоели кровавые страсти, тошнит уже от «чернухи» и военщины, а тут выпадаешь из реальности в теплый «ламповый» спектакль. Молодая пара не может пожениться не потому что жить негде, да и непонятно на что, тем более если дети пойдут, а потому что в красивой голове успешной парижанки Дианы (заслуженная артистка Украины Анна Фурдуй) какая-то каша. Все поступки своего предполагаемого будущего мужа Ришара (заслуженный артист Украины Сергей Поляков) она истолковывает совершенно превратно (особенно ясно это станет в финале). Ее почтенная матушка мадам Помрей (заслуженная артистка Украины Орыся Бурда) пытается влить ей в уши что-то из собственного опыта. Но тщетно.
МАДАМ ПОМРЕЙ. Это твое мнение, не его.
ДИАНА. Что ты об этом знаешь?
МАДАМ ПОМРЕЙ. А ты? (Кротко). Спроси у него прямо.
ДИАНА. Нет, мне страшно уже от предположений.
МАДАМ ПОМРЕЙ. Женщинам дано понять лишь то, что есть в мужчине женского; мужчины же понимают в женщине, что есть в них мужского. Иначе говоря, понять другой пол невозможно. И, объясняя каким-то образом его поведение, ты непременно ошибаешься.
Театральная условность - отличная вещь, но когда же в наших спектаклях мать и дочь будут хотя бы немного похожи друг на друга? Диана - статная, высокая, белотелая, ее мать - миниатюрная, тонкокостная, изящная, настоящий парижский воробышек. Ясно, что никакого родства между этими женщинами быть не может. Как и то, что не ходят парижанки повсюду на лабутенах (Диана даже на похоронах матери, которую драматург поспешил уморить, ходит на высоченных шпильках). Но публике так нравится из зала смотреть на красивые ножки актрис, и в русской драме этого зрелища зрителя никогда не лишат. Зато в финале, когда состоится примирение героев, Диана сойдет со своих котурнов, то есть сбросит лабутены - больше нет смысла играть в дурацкую игру, скрывать истинные чувства, притворяться. Все, что она себе напридумывала, надо отбросить и принять устойчивое положение. Обрести реальную почву под ногами.
«Ты не заметил, как я изменилась?» - спрашивает Диана у Ришара. Увы, особых перемен в героях не проследить. Какими они входят в сцену, такими, в общем и целом, и выходят. Меж тем драматургия Шмитта в бытовом ключе вообще не прочитывается, она полна парадоксов, перевертышей, здесь все не то, чем кажется. На лабутенах не сыграть! Ближе всего стилю драматурга соответствуют декорации Игоря Брыля - подобие гобелена с хороводом масок, то ли сброшенных, то ли снятых посмертно. Маски тянутся друг к другу, словно с намерением поцеловать, но что-то не складывается, идет не так, это вечный порыв, а правит всем невидимый и непостижимый ветер.
Ветер судьбы? Возможно. Но в этой буржуазной атмосфере не так-то легко сделать глоток свежего воздуха. И вот уже на сцене словно запахло «развратным» парфюмом от «Коти» - Диана нанимает для Ришара румынскую проститутку Анку (Алина Бойко), в сущности, неплохую барышню, чьей поддельной девственностью торгует опытная Родика (заслуженная артистка Украины Ирина Надежина). Но зачем, чтобы что? Проверка чувств, провокация, желание взглянуть в соперницу (нет в реальности - организуем сами), как в зеркало, и восторжествовать над ней... Родика умеет быть шикарной, и не только карикатурно шикарной, вот ей дано изменяться. Она куда честнее завравшейся Дианы и по-своему права, когда бросает той в лицо: «Вы плохая!» В салонной атмосфере и впрямь ощущается гул тектонических сдвигов...
А что же Ришар? Он мил, благовоспитан (хоть и потрясет в одной из сцен Диану за плечи), до поры до времени позволяет женщинам играть собой, словно куклой, «ведется» на фальшивую романтику кафешки с ядовитой расцветки пейзажиками на стенах и восторженно растопырившей глазки Анкой, которая за одним столиком с ним изображает идиллию... Переходящий приз? Не совсем так.
По-настоящему его способна понять разве что мадам Помрей, которой уже известно, что свою энергию женщине следует направлять на создание семьи, а не на общение с сомнительными дамочками и провоцирование любимого мужчины, но этот голос здравого смысла тонет в нездоровых умозаключениях, ложных предпосылках и трескучих монологах других участников драмы.
Спектакль будет развиваться, обрастать новыми штрихами, становиться все более интересным (ставлю на Шмитта!). Хотелось бы видеть роль официанта (Юрий Ющенко) не столь служебной, ведь даже вышколенный персонаж может дать такую реакцию, сыграть такую оценку происходящего, чтобы публике стало ясно истинное положение дел... Ну не выходят у Шмитта на сцену просто для того, чтобы принести напитки!
В другом составе премьеру можно посмотреть 22 сентября, а в целом «Тектоника чувств» имеет все шансы задержаться в репертуаре надолго - любим мы, одесситы, французские любовные коллизии на сцене...