Режиссер Терри Гиллиам о том, как он 30 лет снимал фильм "Человек, который убил Дон Кихота"
"Человек, который убил Дон Кихота" - фильм жизни Терри Гиллиама. Режиссеру, который снял культовые "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" и "Планета обезьян", понадобилось 30 лет и даже адвокат - для того, чтобы его "Человек, который убил Дон Кихота" все-таки увидел мир. Все не зря: это его самый жизнерадостный фильм. О нем Терри Гиллиам рассказал в интервью Vogue.ua
Терри Гиллиам много смеется. Я звоню ему в обед по Лондону: 77-летний режиссер бодр, весел и, не успев даже услышать мой первый вопрос, перебивает меня и, хохоча, говорит, что сегодня надел в офис свою самую стильную рубашку - зная, что ему будет звонить редактор Vogue. Мастерская режиссера находится на верхнем этаже его дома в северном Лондоне - так что когда он собирается поработать, то просто поднимается наверх. "Моя жена все время хочет навести здесь порядок", - говорит режиссер. Гиллиам много шутит - и так заразительно хохочет над своими шутками, что и я не могу сдержаться. У человека, который был актером и сценаристом культовой британской комик-труппы "Монти Пайтон", блестящее чувство юмора и, очевидно, легкий нрав. Не даром в интервью актеры, с которыми он когда-либо работал Джонни Депп, Колин Фарелл, Кристоф Вальц говорят, что съемки у Гиллиама - самые веселые в их жизни. "Я верю, что кино - удовольствие, - чуть позже скажет мне Терри. - Я снимаю кино, чтобы самому веселиться и развлекать людей". Золотые слова.
В разговоре с режиссером есть ощущение, что он как будто освободился от какого-то груза. Гиллиам, увлеченный романом Сервантеса с молодости, впервые задумался об экранизации в 1989 году. Он даже выбрал актера на главную роль - Шона Коннери, и нашел студию, но из-за разногласий с продюсерами (что позже станет фирменной фишкой Гиллиама) быстро покинул проект. Спустя 10 лет он снова взялся за эту историю - на этот раз с Джонни Деппом в одной из ключевых ролей. На съемках была череда неудач и даже травмы у актеров, и проект снова закрыли. Любопытно, что по его результатам вышел документальный фильм "Потерянные в Ла-Манче" - о том, как это кино не случилось. Потом было еще пару неудачных попыток - в 2000-м и 2005-м, и даже юридические споры о том, кому принадлежат права, пока в 2014 не стало известно, что Гиллиам все же снимает Дон Кихота, а на центральную роль выбран молодой актер-харизматик Адам Драйвер, звезда саги "Звездные войны". Премьера прошла в этом мае в Каннах: Терри Гиллиам танцевал на лестнице Дворца фестивалей вместе со своими музами, снявшимися в фильме - Ольгой Куриленко и Роси ди Пальма. Летом, правда, случилось еще одно приключение - бывший продюсер фильма пытался отсудить у Гиллиама права на "Человек, который убил Дон Кихота". Права остались у режиссера.
Что чувствует режиссер, когда он выпускает в прокат фильм, не дававший ему покоя 30 лет? "Да ничего" - хохочет в трубку Гиллиам. "Я счастлив, я наконец расслабился и не хочу ни о чем думать. Внутри немного пусто и легко". Не было ли проще отпустить фильм еще лет 20 назад, если судьба подкидывала все новые и новые палки в колеса? "Было бы разумнее, - соглашается Гиллиам. - Но как можно быть разумным, если ты снимаешь Дон Кихота? Я сделал вид, что я сумасшедший - и продолжал упрямиться".
Был ли эта работа наваждением для Гиллиама? Однозначно да. "Я всю жизнь мечтал снять фильм о Дон Кихоте, потому что это история обо мне - о человеке, который воображает то, чего нет. А еще мы с ним очень упрямые - ломимся вперед, что бы не происходило вокруг. Не дураки ли?" Когда я всерьез пытаюсь узнать, почему Гиллиам так давно увлечен Дон Кихот, режиссер перестает шутить и честно говорит: ему нравится, что Дон Кихот смелый и постоянно изобретает новую реальность. И, падая, снова встает.
Чудаки, которые падают, но встают - любимые герои Гиллиама вот уже 50 лет. Чудаками были герои комик-труппы "Монти пайтон", чудаком был его барон Мюнхгаузен, про которого он снял фееричный фильм в 1998, получив четыре номинации на "Оскар"; журналист Рауль и доктор Гонзо в исполнении гениального дуэта Джонни Деппа и Бенисио дель Торо в "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", хитрые жулики и фокусники братья Гримм из одноименного фильма. Герои Гиллиама мечтают, падают и поднимаются, играют с огнем, терпят унижения и попадают в передряги, но всегда настроены оптимистично и хохочат, чтобы не происходило вокруг - как и сам режиссер. "Жаль, что сегодня люди боятся чудаков", - вздыхает Терри. - Экцентрики делают мир интереснее, но наше время - не для чудаков. Меня раздражает, что чудаки нашего времени - это идиоты-политики, как Дональд Трамп, например".
"Человек, который убил Дон Кихота" далек от оригинального романа Сервантеса. Его главный герой - успешный режиссер Тоби. Когда-то он снял в маленькой испанской деревушке фильм всей своей карьеры - естественно, это была картина о Дон Кихоте. Спустя 20 лет Тоби возвращается в эти же места: на этот раз он снимает рекламу, от которой его тошнит. Случайно попадая в деревушку, где он снимал свой первый фильм, Тоби понимает, что его "Дон Кихот" изменил жизнь маленькой испанской деревни: актер, игравший Дон Кихота сошел с ума, а девушка, исполнявшая роль Дульсинеи, уехала в большой мир, где ее мечты о кино разбились о циничную реальность. Там же Тоби встречает старого испанского сапожника Хавьера, который играл Дон Кихота в его фильме: тот думает, что Тоби - его Санчо Пансо, и увязывает его в сумасшедшее путешествие.
За 30 лет кого только не видел в роли Тоби Терри Гиллиам: Джонни Депа, Эвана МакГрегора и Джека О'Коннелла. "Но моя дочь Эми - и мой продюсер одновременно - сказала: ты должен посмотреть Адама Драйвера. Дочка была просто влюблена в него. Я слышал что он играл в "Звездных войнах", но не смотрел их. Посмотрел. И тут же сказал себе: это он, Тоби. Он из чудаков, из наших! Ну и, плюс ко всему, Адам такой горячий парень!" "Горячий парень" - характеристика прямо в точку: его Тоби - сексуальный, темпераментный, честный благородный и смешной одновременно, герой где-то на пересечении романтичного Дон Кихота и твердо стоящего на ногах парня, который любит дорогие мотоциклы, белоснежные сорочки и красивых девушек.
На съемочной площадке поначалу Адам чувствовал себя некомфортно. «Он делал хорошую работу, но он испытывал сильное давление, которое почему-то на себя взвалил», - говорит Гиллиам. «Он сказал мне: «Ты 29 лет пытаешься сделать этот фильм, и я чувствую огромную отвественность перед тобой. Боже, я не хочу тебя подводить! Он постоянно так критиковал себя, что ему пришлось буквально заставить себя расслабиться. Удивительный парень". Хорошую кампанию Адаму в кадре составляет Ольга Куриленко, которая с легкой руки режиссера в фильме превратилась в блондинку-клише - жеманную, корыстную, но все-же игривую и остроумную.
"Мне очень важно, чтобы фильм собрал хорошую кассу" - честно говорит Гиллиам. "Потому что хорошая касса значит, что я смогу снять новый фильм". Перерыв, отдых после сложного проекта длиною в 30 лет? Нет, это не про Гиллиама. "Черт возьми, я только начал", - смеется режиссер. Кстати, за год до премьеры "Человек, который убил Дон Кихота", Гиллиам выпустил книгу "Гиллиамески" - мемуары с авторскими иллюстрациями режиссера. Роберт Де Ниро, Брэд Питт, Ума Турман, Джонни Депп, Хит Леджер, Вуди Аллен - в книге много классных персонажей-друзей Гиллиама историй из жизни и шуток. "Это мои предсмертные мемуары", - говорит Гиллиам. Кажется, он шутит.