Новости и события » Общество » Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

С 18 октября в широкий прокат выйдет фильм "Донбасс", снятый украинским режиссером белорусского происхождения Сергеем Лозницей.

Мировая премьера состоялась на Каннском фестивале, где фильм получил награду в программе "Особый взгляд". Премьера в Украине состоялась в июле, а в конце сентября фильм показали в некоторых кинотеатрах в рамках ограниченного проката по требованию "оскаровского" комитета.

Фильм получил самые разные отзывы первых зрителей. Как за рубежом, так и в Украине Лозницу упрекнули за карикатурное изображение жителей неподконтрольных территорий. А в сети завязалась дискуссия по поводу озвучки фильма на украинский язык.

"Страна" собрала информацию о том, как снимался "Донбасс" и что говорят его первые зрители.

"Оскар" и Канны

В этом году трагикомедия "Донбасс" представит Украину на кинопремии "Оскар". Она обошла пять других претендентов в финальном списке, среди которых был еще один фильм о Донбассе - "Киборги", фильм застрелившегося в этом году Леонида Кантера "Миф", работа Марыси Никитюк "Когда падают деревья", "Брама" Владимира Тихого и "Вулкан" Романа Бондарчука.

Среди соперников "Донбасса" на "Оскаре" будут такие нашумевшие работы, как "Магазинные воришки" Хирокадзу Корээда (фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля) и "Рим" Альфонсо Куарона.

Окончательный список фильмов в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" станет известен 1 октября. Церемония награждения "Оскара" состоится 23 февраля 2019 года.

Что касается Каннского фестиваля, который прошел, то "Донбасс" закончили снимать за полтора месяца до начала кинособытия. В итоге он получил награду за лучшую режиссуру в конкурсной программе "Особый взгляд". Сам Лозница не смог присутствовать на церемонии объявления лауреатов.

О чем фильм

Сюжет ленты состоит из 13 эпизодов о жизни на неподконтрольной части Донбасса, которые плавно перетекают друг в друга. Все сюжеты - это видео с youtube, которые режиссер расширил до историй, которые воссоздали актеры. Среди них сюжеты с блокпостов, сцены в бомбоубежище, свадьба, расправа над заподозренном в симпатиях к Украине стариком, жулики с мощами святых.

"Смотришь на это и как будто то, что происходит, уже кто-то срежиссировал, это обработанный художественный материал. Вот это поразительно. Именно гротескные формы, фарс", - говорил Лозница, когда начинал работать над сценарием.

Начинается фильм в трейлере, где гримируют актеров массовки. Возле обстрелянного троллейбуса, где лежат трупы, они дают комментарии журналистам. Заканчивается калейдоскоп также сценой с актерами массовки, которые в очередной раз гримируются в вагончике, но неожиданно их расстреливает спецназовец, чтобы снять сюжет про преступления украинцев.

В фильме можно обнаружить только троих героев, которых можно назвать положительными, это немецкий журналист, украинский доброволец и русская старушка, которая не бросает людей и живет в подвале.

Лозница пояснил, почему он так видит жителей Донбасса. По его мнению, там царит сплошной криминал.

"Донбасс - это не регион, а понятие, и это стало возможно потому, что криминальные отношения там - основа жизни, и у многих людей, живущих там, нет почвы под ногами. И это проблема, с которой любой власти в Украине придется иметь дело, а нам, ее жителям - повседневно сталкиваться", - объяснил идею фильма Лозница.

Сергей Лозница - режиссер игрового и документального кино. Его фильм "Счастье мое" в 2010 году стал первой украинской лентой времен независимости, которая принимала участие в конкурсе Каннского фестиваля. Также в Каннах прошли премьеры других работ режиссера - "Майдан" (2014) и "Кроткая" (2017).

Как снимали "Донбасс"

В фильме снялись звезды комедийного проекта "Маски Шоу" Наталья Бузько и Георгий Делиев, "поющий дальнобойщик" Вадим Дубовский, театральная актриса Людмила Смородина, известная тем, что сыграла обнаженной на сцене, Жанна Лубгане из драматического театра в Даугавпилсе и другие.

Съемки проходили с февраля по март этого года в окрестностях Кривого Рога. К массовке привлекли порядка двух тысяч местных жителей. По словам режиссера, некоторые из них отказывались играть сепаратистов.

"Донбасс" был создан при участии Германии, Нидерландов, Франции и Румынии. Из госбюджета на съемки выделили 17 млн грн, общий бюджет фильма составил 72 млн грн.

Официальный трейлер вышел на этой неделе, 25 сентября (+16, присутствует нецензурная лексика - Прим.Ред.).

Что говорят за рубежом

Первые отзывы появились 9 мая, после показа фильма в Каннах. Их оставили иностранные журналисты и издания. Мнения разделились.

"Редко вижу фильм, настолько наполненный яростью и отвращением, как Донбасс Сергея Лозницы. Кошмарные сцены из "народной республики" Украины дополняют суд Линча, солдаты и фейковые постановочные новости. Да, мне очень понравилось", - написал журналист Ксан Брукс.

"Донбасс - одна из сильнейших работ Лозницы. Шарашит тебе в лицо, как базука своей эксплицитностью. Самое лучшее - его метасторителлинг о сфабрикованных кадрах, фейковых новостях и пропаганде. Фильм появился в правильное время", - написала Беатриче Бен.

В The Guardian назвали "Донбасс" "уродливым калейдоскопом фейковых новостей", а одним из факторов конфликта - религию, которая подливает масло в огонь конфликта и которая делит украинцев на пропутинских и заевропейских.

Автор Variety пишет, что "Донбасс - это "кино про эпоху пост-правды".

Рецензия The Hollywood Reporter в целом положительная, фильм назвали выразительным и мощным, но автор замечает, что "Донбассу" не хватает желания увидеть в героях хоть что-то человеческое, как в фильме Элема Климова "Иди и смотри". Кстати, с кадрами из этого фильма ассоциируются сюжет в бомбоубежище, через которое героя за руку проводит ребенок.

Отзывы о фильме в Украине

После показа фильма в Каннах украинская писательница и музыкант Ирена Карпа похвалила режиссерскую работу и предположила, что мемы, которые он использовал, будут понятны и европейцам.

"Сходила на открытие программы "Особый взгляд" - украинский фильм "Донбасс" (именно с двумя С, поймете почему, когда посмотрите) Сергея Лозницы. Прекрасная игра любимых актеров. Мощная режиссерская работа. Оператору респект. Мемы, хорошо понятны украинцам и увидим как будут понятны европейцам из отзывов прессы. Все эти "зеленые человечки", ложь раши-тудей, где для картинки просто расстреливают людей, расцвет гопоты и дегуманизация... ощущение разные. Но держу кулаки", - написала она перед тем, как стало известно, что "Донбасс" получил награду за режиссерскую работу в рамках "Особого взгляда".

В Украине премьера фильма состоялась 18 июля в рамках Одесского кинофестиваля. При этом не все поняли работу Лозницы. Например, режиссер Марк Рэймонд Уилкинс, автор фильма Bon Voyage и номинант на "Оскар-2017" за лучший игровой короткий метр, написал, что после фильм у него остались горькие впечатления.

"Со всей своей беспощадной жестокостью он высмеивает "деградировавших обезьян с гранатами" в Донецке и Луганске. Он не пытается понять, задуматься, подвергнуть сомнению. Каждый кадр фильма Донбасс кричит "Посмотрите на этих глупых идиотов!"

Если Сергей Лозница хотел вложить все свое отвращение и гнев по поводу людей в Восточной Украине в этот фильм, оскорбить и высмеять их, то он сделал отличную работу.

Но я твердо верю в ответственность художника, особенно если его работа отражает болезненное темы. Donbass - идеальный пища для ума людей на Востоке, чтобы они поверили, что их соотечественники на Западе не понимают их, не принадлежат им и должны быть атакованы. Я хочу пойти еще дальше: глобальный творческий класс, потерял связь с людьми, которым больше всего нужна культура: рабочими, эксплуатируемыми, слабыми. Мы потеряли связь с ними и оставили место для Трампов, Эрдоганов и Путиных нашего времени".

Режиссер добавил, что он не украинец, не говорит на украинском, и что его отзыв - отзыв иностранца, выражающего свое мнение.

"Но я живу в Киеве два года, регулярно посещаю Украину последние 15 лет, был в Славянске и Мариуполе и пишу эти строчки из Одессы. И верю, что немного знаю о конфликте и людях в Украине".

По условиям "Оскара" у фильма должен был быть хотя бы недельный прокат до конца сентября. Поэтому, несмотря на то, что "Донбасс" появится в широком прокате с 18 октября, в конце сентября он вышел и в ограниченный прокат. В Киеве его показывал единственный кинотеатр "Жовтень". После этого в сети появилась еще одна порция отзывов зрителей.

Журналист Александр Тимошенко, который родом из Донецка, считает, что фильм рассчитан на людей, "которые мечтают увидеть подтверждение своим страхам и стереотипам про кровавых и диких упырей с карамультуками, которые прикрываются мирными жителями от лучшей армии Европы".

"Я ни разу не театральный или кинематографический критик. Посмотрел как бы фильм Донбасс, который снял замечательный белорусский режиссер Лозница как бы по документальным свидетельствам и основанный как бы на реальных событиях. Это сейчас как бы модно.

Вынося за скобки убивающий все живое украинский дубляж фильма о Донбассе, объяснять прописную истину по поводу того, с какой стороны линии противостояния работает камера, смысла не имеет. И так все понятно. Ибо показывает она почему-то исключительно картинку по другую сторону...

Речь вовсе не идет об установлении взаимопонимания, выяснении причин, уничтожении различий, сглаживании противоречий и движении к компромиссу и миру.

Речь исключительно о том, чтобы многочисленные граждане, которые в Донецке если и были, то по случаю, как раз по этой типа документальной картине и судили о драме, разыгравшейся на Востоке Украины, а те, которые сбежали, тыкали пальцем. Не говоря про иностранцев. Потому как лента эта выдвинута от Украины на Оскар.

Есть ли в этой картинке хоть один положительной герой? Так сходу и не вспомнишь.

Местами декорации до боли напоминают известные события: обстрел троллейбуса на Боссе или кровавая история с автобусом на блокпосту под Волновахой, казачки на броне с опереточным атаманом или ликвидация Дремова/Мозгового. И их экранизация дает исключительно одностороннюю и заданную интерпретацию фактов.

В фильме действительно есть несколько эпизодов, которые похожи на то, что происходило и происходит на Востоке, но они там исключительно для того, чтобы всякие убогие критики не назвали картину фантастической и не соответствующей действительности.

Вот же, вот, вы же видели, так все и было! - скажут уехавшие дончане. И в трех моментах поддержу их я сам: экскурсия по убежищу (единственная вообще человеческая сцена, которая осталась исключительно чтобы показать на ее фоне конфликт отцов и детей), стандартная проверка мужчин на выходе из автобуса и эпизод с доверенностью по отжатой машине. Странно, что я сталкивался с двумя из них как раз на украинской территории, и с одним - на территории, которая не контролируется правительством.

Найти в этом кино реальность во всем ее многообразии можно только если сильно захотеть увидеть Правду в мутной воде. Или сильно ненавидеть и жизнь, и пролетариат, и дальних родственников. Или верить кинематографистам, которые снимают фильмы, основанные на реальных событиях. Или всю жизнь прожить в Киеве.

Фильм снят на украинской территории с разнообразными украинскими актерами в дремучих окрестностях мирного Кривого Рога, что в Днепропетровской области. Очень похоже на окрестности Донецка, где пятый год не утихают боевые действия.

Я бы не удивился, если бы этот фильм показали в 2014 году, когда центральные телеканалы Украины призывали хороших украинцев охотиться на злых колорадов, а местечковые отцы нации финансировали акции в стиле Ату их, ату!, но его показали в 2018 году, что две больших разницы.

Это как поставить рядом обычных дончан, которые сегодня уже знакомы не только каждому киевлянину, но и жителю областного центра страны, что лоскутным одеялом раскинулась в самом центре Европы, рядом с одним из картонных героев фильма Донбасс. Сравнить и сделать выводы. Попробуйте, увлекательное занятие. Как и попытаться осмыслить легенды про журналистов, кто приезжают на место обстрела прежде, чем он начнется.

Гражданам, которые мечтают увидеть подтверждение своим страхам и стереотипам про кровавых и диких упырей с карамультуками, которые прикрываются мирными жителями от лучшей армии Европы, нужно смотреть обязательно. Обхохочешься.

Приблизительно такая Правда живет в головах где-то трети земляков и где-то у 80 процентов выехавших после начала боевых действий. И у 95 процентов жителей столицы, которые рассуждают о процессе люмпенизации исключительно теоретизируя в ресторанах и вспоминая случайную встречу по дороге на дачу.

Существует только серьезная опасность заснуть прямо в зале, потому что они уже все это знают, видели по телевизору, слышали по радио, читали в украинских газетах и интернетах, сосед и одна женщина рассказывали. Особенно девочки, которые трагически проходили блок-посты и невероятно страдали, не выходя из автобуса.

Есть также опасность умереть от смеха, это же так весело, какие уроды, особенно в папахе. Ах-ах-ха. Даже удивительно, как тонкие и ранимые художники обошли тему распятого мальчика, которая до сих пор популярна у местных властителей дум и записных типа шутников.

Людям, которые не знают, но хотят узнать, по какой причине и что происходило на Донбассе, смотреть не рекомендуется категорически. Лишняя трата времени. Лучше включить В мире животных что-нибудь про приматов или сразу пойти в зоопарк. Достоверность приблизительно одинаковая.

Мне совсем не жаль, что белорусский режиссер Лозница забыл о воспитательной, образовательной и медийной роли интеллектуала и даже на время отбросил маску утонченного представителя так называемого креативного класса, который тонко чувствует стиль.

Режиссер собрал в одну кучу весь набор имеющихся клише и зачем-то экранизировал их, приправив сообразно уровню своего развития и понимания скабрезными историями.

Он поставил в красный уголок, где выступают агитбригады, декорации и посадил в них какой-то набор персонажей исключительно с целью показать единомышленникам и сочувствующим все свое омерзение, страх, пренебрежение и ненависть, которые испытывает к пролетариату, так называемому Русскому миру и людям вообще. Заодно зачем-то и ко мне, зрителю.

Смеяться над бракованными котенком или щенком, которых долго и мучительно топят в ведре, только для того, чтобы жили другие, тоже можно при определенном уровне интеллектуального развития и складе ума, но если этот ржач становится мерилом и направлением в искусстве, то на х... й такое искусство. Это даже не ставшие привычными разжигание и провокация, а типичный каннибализм, который стал доминантой профессиональных патриотов и художников в социальных сетях.

Автор предпочел не снимать кино о событиях на Донбассе, а попробовал себя в почетной только по одну из сторон линии фронта роли режиссера и сценариста экранизации мифа на заданную тему про ряженых упырей, которые живут по другую сторону линии разграничения. Это же так возвышает, поднимает дух и даже расправляет плечи.

О людях снимать и рассказывать трудно и скучно. И никому не нужно".

Дублировать или нет?

Также, перед выходом фильма в ограниченный прокат, в сети разгорелась дискуссия по поводу дубляжа фильма на украинский язык. Журналист, литературный и кинокритик Юрий Володарский поинтересовался у режиссера, что он думает об этом.

Продюсер фильма "Донбасс" Денис Иванов назвал это попыткой "развести срач".

"Донбасс" будет выпущен в кинотеатрах 18 октября в международной версии, в том виде в котором фильм был задуман режиссером. Там присутствует и украинский и русский язык... Будет несколько сеансов (в том числе технический недельный прокат под "Оскар" в кинотеатре "Жовтень") в украинской озвучке.

Одним из условий участия в конкурсе проектов Госкино является сдача фильма с украинской звуковой дорожкой. Это прописано во всех документах, которые доступны он-лайн. Об этом условии знали продюсеры и режиссер фильма, когда мы подавались на конкурс, и все были с этим согласны, это ясно и однозначно обсуждалось "на берегу". Журналисты могли удосужиться разобраться с языковым вопросом в украинском кино за последние 10 лет или около того, правила были придуманы не вчера и не при этой власти.

В Германии фильм ДОНБАСС для сдачи в местный кинофонд также дублируется на немецкий язык. И точно также как и в Украине выходит в прокат в международной версии", - написал Иванов.

Юрий Володарский из комментариев вынес и ответ Сергея Лозницы.

"Юра, я думаю так же как и Вы. Фильм должен быть представлен зрителю в том виде, в каком он был создан. Мы записывали звук на площадке и это очень серьезная работа и часть звукового решения картины. Дублирование фильма на украинский язык, я уже не говорю о том, что я не уверен в качестве дубляжа в силу того, что ни опыта, ни умения, ни такого уровня звукорежиссуры пока что в Украине нет, уничтожает фонограмму и влияет, не в лучшую сторону, на восприятие картины. (Я не видел версию фильма с дубляжем. Когда посмотрю, - смогу дать оценку этой работы.) Я против того, чтобы фильмы были дублированы, - на каком бы языке эти фильмы ни снимались. Даже в Германии, которая до последнего держалась этого правила (дублировать фильмы, которые выходят в прокат), поскольку там зрители не привыкли читать субтитры, сдалась, и сейчас "Донбасс", например, показывают в оригинальной версии с немецкими субтитрами. И ничего - фильм держится уже третью неделю в кинотеатрах. Вообще-то дубляж - это для тех, кто не умеет читать! У этого вопроса в Украине есть и другой аспект - война с русским языком, которую в той или иной форме пытаются вести разные политики. Вести такие войны глупо. Ни к чему, кроме одичания, эти войны привести не могут. В стране, где половина населения (статистики могут меня поправить) говорит на русском языке, делать вид, что такого языка не существует - форма идиотизма, корни которого можно поискать в советских традициях лжи. К сожалению дарованную временно свободу используют для того, чтобы создать новые формы несвободы. Лучше бы усилия эти были потрачены на созидание, а не на разрушение, на разрешение, а не на запреты, которые вводятся тихой сапочкой, под шумок и относительную тишину заинтересованных сторон".

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

Кино эпохи пост-правды. Что говорят о фильме Лозницы "Донбасс"

YouTube Германия Рестораны Франция


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

вчера 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх