Режиссер Гаспар Ноэ о том, как создавался фильм "Экстаз"
18 октября в прокат выходит «Экстаз» режиссера Гаспара Ноэ - гениальный и невыносимый фильм, который обязательно стоит досмотреть до конца.
Текст: Ольга Жижко
Гаспар Ноэ рассказывает, что часто находит вдохновение, а также актеров для своих новых фильмов во время техно-рейвов в берлинском клубе Berghain и вечеринок на Неделях моды в Париже. После этих тусовок он снимает красивые, но ужасные фильмы. В «Необратимости» зритель не может оторвать взгляд от изящной Моники Беллуччи даже во время сцены, где ее брутально насилуют целых десять минут. В «Любви» ссоры и измены главных героев кажутся более чувственными, чем сцены любви. А наркотический трип главного персонажа «Входа в пустоту» напоминает сказочные странствия Алисы в Стране чудес. Жестокость и молодое поколение - главные герои каждой ленты Гаспара Ноэ. Но неужели современное поколение адептов электронной музыки, высокой моды и искусства настолько потерянное, каким его показывает режиссер?
Успешность фильмов Гаспар оценивает по количеству людей, покинувших кинозал во время сеанса. Чем больше - тем лучше. Такое себе «кино не для всех». Куда меньше его интересует мнение кинокритиков. Он с насмешкой рассказывает о том, как это изумительно - показать свой член всему Каннскому кинофестивалю (в фильме «Любовь» режиссер лично эякулирует на камеру). Ноэ показывает правду, которая режет глаза, и в то же время его фильмы оставляют послевкусие, которое романтизирует насилие, наркотики и другие «пороки». Так было до его «Экстаза». Подтверждает это и сам режиссер.
«Люди говорят мне, что «Экстаз» - поучительный фильм. Потому что после просмотра они уже знают, что никогда не будут принимать наркотики. Единственная мысль у них в голове - "Вот черт!"» - делится Гаспар впечатлениями зрителей о последней ленте. История о танцевальной труппе, которая не знает, что в сангрию подмешали тяжелый наркотик, и случайно выпивает его, - самый жестокий рассказ режиссера. Он основан на реальных событиях из 1990-х и построен на контрастах. Первую половину фильма 23 профессиональных танцора демонстрируют свои па и веселятся, вдохновляя зрителя своими беззаботностью и трудолюбием. Вторая половина показывает, как они теряют контроль над собой. Ноэ не жалеет в фильме никого. Ты постоянно думаешь: «Неужели будет происходить что-то еще более невыносимое?»
«Гениальный и невыносимый одновременно» - такую характеристику фильму дал отец Гаспара, художник Луис Фелипе Ноэ. По словам режиссера, его отцу очень понравился «Экстаз». Но что заставляет смотреть его до конца? Возможно, самоидентификация с героями: каждый зритель найдет в этом фильме себя. Или желание понять, сидит ли внутри тебя что-то подобное, что может так же случайно выплеснуться и заставит потерять контроль над собой.
Перестанет ли «Экстаз» быть эстетически красивым, когда пойдут финальные титры? Не перестанет. Самый трогательный момент ждет терпеливого зрителя в конце, а сопровождать его будет песня Angie в исполнении Rolling Stones. Хотя в голове по-прежнему будет единственная мысль: «Вот черт». Режиссер говорит, что не стремился поучать кого-либо и даже никогда не задумывался о проблеме легализации наркотиков. Он просто хотел напомнить, что «рождение и смерть - необычайный опыт, а жизнь - мимолетное удовольствие».
Самым опасным наркотиком поколения миллениалов Ноэ все же считает увлечение мобильным телефоном, а не желание исследовать собственные страхи. «Вы должны превратить свою самую большую ошибку в успех», - говорит одна из танцовщиц в фильме. Своей самой большой ошибкой Ноэ называет несерьезное отношение к съемкам «Необратимости» и «Экстаза». Именно эти два фильма он считает самыми успешными в своей карьере.