Как террористы ИГ заработали 2 млрд долларов
Нефтяные месторождения, электроцентрали, налоги и разграбление предметов искусства – все это сделало террористическую группировку «Исламское государство» самой обеспеченной в истории. По данным австралийского Института экономики и мира, который скоро выпустит очередной ежегодный Всемирный индекс терроризма, суммарно боевики нажили себе состояние 1,3 миллиарда фунтов стерлингов.
Как подсчитали специалисты, группировка получает по миллиону фунтов ежедневно от продажи сырой нефти, 30 миллионов фунтов ежегодно за похищения, двадцатипроцентный подоходный налог с населения в 10 миллионов человек, а также контролирует 40% всего производства зерна в Ираке. Это позволяет ИГ процветать как на местном, так и на международном уровне – и это обстоятельство представляет собой невиданный ранее вызов для мировых лидеров, которые намерены укротить джихадистов.
Эксперты австралийского института комментируют в преддверии публикации, что тактика ИГ меняется – группа теперь ориентирована на расширение. Помимо этого, она и нигерийские исламисты из группы «Боко Харам» теперь больше склонны нападать на гражданское население, хотя раньше они занимались в основном военными и правительственными объектами.
Видимо, они поняли, что это создает больше хаоса, что они могут добиться больших жертв и что это более доступная цель; мы определенно увидели этот эффект в Париже на выходных, когда среди обычного населения создалась паника. ИГ в Сирии и Ираке фактически ведет себя как государство – с налогами, черной рыночной экономикой и мафиозными тактиками вымогательства.
Деньги оно пускает на оплату боевиков и терактов за границами своей территории. В новом индексе терроризма ИГ и «Боко Харам» названы самыми опасными террористическими группировками в мире. Помимо 20 тысяч смертей на поле боя по всему Ближнему Востоку, ИГ также погубило 6 073 человека в ходе 1 071 теракта.
Черным золотом боевиков снабжают 10 нефтяных месторождений в Сирии и Ираке. Эти точки снабжают энергоносителями 10 миллионов жителей. Многие группы оппозиции тоже зависят от поставок дизеля с этих месторождений, так что ИГ пользуется своей нефтью как инструментом контроля над врагами. Также оно продает независимым покупателям от 34 до 40 тысяч баррелей в день, за счет чего получает 1 миллион фунтов стерлингов – через каналы черного рынка эта нефть потом расходится в Турцию, Иран и Иорданию.
Еще ИГ контролирует 8 электроцентралей в Сирии. Как ни странно, они снабжают 90% электросети как на территории самого ИГ, так и на территории официальных сирийских властей. Хотя две силы ведут бои за контроль над этими ресурсами, ни та, ни другая не готова уничтожать настолько ценный объект. Из налогов ученые называют следующие: 10% подоходного налога, 10-15% налога на организации, 2% НДС на повседневные покупки, а также налог на дороги, таможенный сбор для автомобилей, пересекающих территорию ИГ, и налоги на контрабанду наркотиков и оружия.
Если кто-то хочет покинуть их территорию, террористы требуют с него налог на выезд – 650 фунтов. Из опасений, что многие уедут, ИГ требует переписывать на себя номерные плиты с автомобилей и семейные дома, если кто-то уезжает хотя бы на две недели. Христиане, если они не обратятся в ислам, платят религиозную подать – джизью. Немалые деньги группировка получила, разграбив два государственных банка в Мосуле и еще 90 частных банков.
На вопрос о том, может ли группировка столкнуться с такими затратами, которые ей окажутся не по карману, австралийские аналитики отвечают, что ИГ представляет собой мафиозное государство, подобное Северной Корее, а потому умеет заниматься своими внутренними делами, даже когда становится изгоем. ИГ не так уязвимо, как другие террористические группы, потому что оно может эксплуатировать свою налоговую базу. Чтобы подчеркнуть свои прозрачность и профессионализм, оно публикует ежегодный доклад, который очерчивает бизнес-стратегию террора и разрушений, в том числе конкретные вложения, вплоть до стоимость каждой из миссий смертников.
Между тем во Всемирном индексе терроризма отмечается, что наибольшая угроза для Запада – это нападения одиночек, которые проводят теракты, вдохновленные деятельностью террористических организаций, но отнюдь не обязательно по их приказу. На Западе их количество с 2006 года составляет 70% всех случаев. С прошлого года террористическая активность усилилась на 80%, а с 2000 года – в девять раз, в основном за счет роста в Африке и на Ближнем Востоке.