Почему Меньшов снял фильм "Москва слезам не верит"
Появлению на экранах всего мира фильма "Москва слезам не верит" мы обязаны обычному будильнику. Помните, такие были почти в каждой советской семье? Именно идея сна Катерины длиною в 20 лет, где она засыпает, заводя будильник, и просыпается в следующей серии совершенно другой женщиной, привлекла Владимира Меньшова.
К моменту начала съемок легендарной саги о Москве на счету режиссера Владимира Меньшова был всего один, правда вполне успешный, фильм - "Розыгрыш".
Любопытный факт: когда герои Алентовой и Баталова включают телевизор перед приходом Александры, "сетку" на экране сопровождает вальс из кинофильма "Розыгрыш" - предыдущей режиссерской работы Владимира Меньшова. Подобный прием используется и в следующем фильме Меньшова "Любовь и голуби", где по телевизору показывают фрагмент из фильма "Москва слезам не верит", и далее, в фильме "Зависть богов", где герои смотрят в кинотеатре ленту "Москва слезам не верит".
Сценарий для будущей оскароносной картины писатель Валентин Черных создал в рамках конкурса сценариев о Москве. Историю о трех подругах, приехавших покорять Москву из провинции, писатель придумал всего за 19 дней. Он торопился, потому что не укладывался в сроки, оговоренные условиями конкурса. И на стадии замысла работа называлась "Дважды солгавшая". А за образами главных героинь скрывались реальные люди. Сам Валентин Черных позже говорил: "Людмила, Александра, Катерина - это все тетки моей матери. И характеры очень похожи".
Почти сразу сценарий был куплен киностудией "Мосфильм". Жена Валентина Черных Людмила предложила в качестве режиссера Владимира Меньшова.
От работы над фильмом Владимир Меньшов сначала хотел отказаться, но его заинтересовал оригинальный сценарный ход, который стал логическим и сюжетным разделителем фильма на две серии-части: главная героиня засыпает молодой девушкой с неустроенной судьбой, а просыпается от звонка будильника уже зрелой и успешной женщиной.
Вот только кроме временного прыжка с будильником, да еще аферы с профессорской квартирой, в сценарии молодому режиссеру не понравилось практически ничего. Не понравился он и друзьям режиссера, большинство советовали не снимать этот фильм - сюжет посчитали немодным. И даже его жена, будущая исполнительница главной роли в фильме, прочитав его, сказала: "Ну и мура!"
Прежде чем приступить к съемкам, Владимир Меньшов предложил Валентину Черных сделать несколько ("в количестве 44-х") изменений в сценарии. Но драматург, согласившись с необходимостью внесения поправок, отказался от дальнейшей работы над литературной основой картины. И Меньшов, которого так сильно увлекла идея с будильником, взялся за дело сам. В течение полутора лет он переписывал, искал - в итоге сценарий вырос до двух серий.
Изменено было многое - от спившегося хоккеиста Гурина до профессии Гоши (по сценарию он был не "слесарь-интеллигент", а электросварщик на стройке). В итоге сценарий увеличился на треть. А мы получили фильм, который до сих пор с удовольствием смотрят миллионы зрителей.