О достижениях милиции, вспоминать которые сейчас не модно
Полицию в Украине строят "с нуля", предварительно разрушив старую советскую правоохранительную систему "Милиция" до основания. Правда, чиновники уверяют, что все стоящие кадры обязательно станут полицейскими, а сам процесс перехода никак не повлияет на раскрываемость преступлений. При этом заявляют: правоохранительная система никогда не будет прежней, потому что она повсеместно коррумпирована, милиция выполняла преступные приказы, и доверия к ней нет и не было.
Так ли все было плохо в украинской милиции, стоит ли вырезать систему под корень и будет ли эффективно работать европейская модель в украинских реалиях, рассказал один из бывших сотрудников ОБНОН Владимир.
Структурные изменения, которые будут проходить в системе органов внутренних дел, придуманы не действующем главой МВД Арсеном Аваковым или главой Нацполиции Хатией Деканоидзе. Это система, которая успешно работает в странах Европы и Северной Америки. "Система обкатана на территории других стран. И эта модель будет хорошо работать в связке с законодательством тех стран. У нас есть определенные особенности, например, территориальности, взаимодействие со следствием, с местной прокуратурой... Я не скажу, что это не будет работать. У нас в милиции, в департаменте была возможность заниматься исключительно оперативно-розыскной деятельностью. Мы занималась отработкой других преступлений, дежурствами, мы не занималась одним граммом, у нас были такие более-менее резонансные задачи", - рассказывает о системе и подходах работы Владимир.
Как рассказал правоохранитель, милиция задалась вопросом: откуда на "Казантипе" (музыкальный фестиваль, проходивший в Крыму, - ред.) берутся наркотики. Несколько сотрудников под прикрытием внедрились в среду, нашли подходы к ключевым наркоторговцам. "Была интересная реализация. На тот момент этим занимался департамент по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД. Это были 2008-2009 гг. Операция длилась год. Нужно было начинать от простого дилера на "Казантипе", который по 0,5 г продавал, и дойти до килограммов. В этой операции было до 5 этапов, разного уровня торговцы, и к ним ко всем нужно было подводить нашего человека", - говорит милиционер.
"Казантип" - понятно, месяц закончился, в последующем была продолжена работа, установили всю цепочку. Наркоторговец, который приезжал на "Казантип" (он киевлянин), когда вернулся, его киевский УБОП "закрыл". Уже в условиях СИЗО ввели к нему другого сотрудника под прикрытием. Он вступил с ним в доверительные отношения, а впоследствии продолжил с ним работу. Так мы вышли на черниговских наркоторговцев, которые из России перемещали кокаин. Вошли в доверительные отношения с этими черниговскими преступниками. С ними заказали крупную партию наркотиков. На момент реализации (мы реализовывались в Санкт-Петербурге совместно с россиянами) изъяли 5 кг кокаина. 33 человека проходило под учетом. Мы одновременно проводили порядка 30 обысков. Задержали основной груз в Петербурге, и во всех ответвлениях (в Чернигове, в Киеве, в Крыму) изъяли не только кокаин, но и амфетамин был, и таблетки экстази, и оружие. Реально - не условно! - удалось привлечь к уголовной ответственности 7 человек. Эти 7 человек получили реальные сроки – от 5 до 10 лет. Один из ключевых фигурантов был осужден на 10 лет. У арестованных две машины (Mercedes и Infiniti), участки земли рыночной стоимостью до 1 млн долл., две квартиры, гараж", - рассказал Владимир.
Столичный борец с наркопреступностью гордится проведенной операцией. "Все это – путем внедрения оперативного сотрудника под прикрытием, путем проведения оперативных мероприятий. Задокументировали, доказали отмывание ими денег, полученных от наркобизнеса, что и дало возможность суду арестовать и изъять эти материальные ценности".
Другая громкая операция, проведенная столичными ОБНОНовцами, связана с когда-то популярным певцом Богданом Титомиром. Правоохранителям удалось перехватить 2 кг кокаина, которые курьер везла из Бразилии для Титомира в Харьков. "У нас была оперативная информация о том, что 18-летняя девушка должна привезти из Бразилии для Титомира 2 кг кокаина. Мы ее проводили в аэропорт и знали, что она должна вернуться с грузом через 2 недели. Вернулась она через месяц. Мы были готовы к ее встрече, прилетела она с другой сумкой, с чемоданом, хотя улетала с маленьким рюкзачком. Чемодан был мягкий, на колесиках, с выдвигающейся ручкой. В сумке находился нехарактерный набор: какие-то сувениры, пустой баллончик от мужской пенки для бритья, какие-то б/у вещи. К тому же чемодан полупустой был. Информация у нас была железобетонной, что должно быть 2 кг кокаина. Девочку встретили, сразу же таможенники попросили ее на углубленный досмотр в комнату, там стоит Rapiscan (оборудование для бесконтактного досмотра). Понятно, что 2 кг на себе и в себе не провезешь. Внимание уделялось курточке (в швах) и в основном чемодану. Чемодан осмотрели, пропустили через Rapiscan, все из него достали - нигде ничего. Уже начались сомнения. И девочка - ни единый мускул не дрогнул, улыбка с лица не сходит, руки не затряслись. И тут чудом (мы уже потеряли надежду, все швы прощупали) в области, где выдвигающиеся ручки уходят в сам чемодан, а между креплением ручек полость. Ощупали - а там уплотнение. Таможенники прокалывают, а там порошок. Экспресс-тест показал – кокаин. Она должна была приехать в Харьков, куда должен был приехать сам Титомир, забрать деньги, и она должна была передать кокаин. Поскольку это пересечение границы, это контрабанда наркотиков, решили не рисковать и ее не отпускать, а задерживать. Не факт, что мы бы задержали кого-то более интересного, и это не был бы такой же курьер, как она. А пускать по территории Украины такое количество наркотика никто бы не разрешил - ни ГПУ, ни СБУ. Мы прекрасно знали, что кокаин для Богдана Титомира, не для него лично, а для дальнейшего сбыта. Координатор, которая руководила ею, находилась на территории РФ. И в данном случае, кроме нее, мы никого не смогли привлечь, потому что информация была первичной, она была не долгой, и все организаторы этого канала находились в РФ. Такая вот схема работы Титомира, который уже десятилетиями торгует наркотиками практически на государственном уровне", - рассказал Владимир.
"Дай Бог, чтобы нынешним 600 агентам дали возможность заниматься только наркотиками и только резонансами. Но возникает вопрос: смогут ли 600 человек так обслужить Украину, чтобы наркотики не представляли опасности для детей и для подростков, чтобы не было соблазнов. Да, я согласен, что если мы изымаем крупную партию, то мы можем считать тысячами детей, которых мы спасли от этого соблазна. Но также есть мелкие, местные изготовления, тот же амфетамин, который легко можно в багажнике машины перевезти из квартиры в квартиру, и мы получаем 10 детей, которых можно превратить непонятно во что. Время покажет, инициатива хорошая, но надо и на местном уровне оставлять людей, за которыми закреплена эта функция", - резюмировал Владимир.
И подобных операций, проведенных милиционерами по всей Украине, десятки. Так имеем ли мы право обобщать и умалчивать о том, что в украинской милиции служили профессионалы, которые выполняли свою работу хорошо и качественно?!
"В любой структуре есть свои "оборотни", и милиция не исключение, это факт. Но грести всех под одну гребенку не стоит", - резюмировал Владимир.